C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Новый тренд, или Больше похвастать нечем? Губернатор Дмитрий Кобылкин увлекся PR-продвижением сталинских лагерей ГУЛАГа
15.03.2013
«Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей». Зачем губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин (на фото) хочет демонстрировать это наследство иностранным туристам, задается вопросом обозреватель сайта «Компромат-Урал».
Губернатор [Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) – прим. «Компромат-Урал»] Дмитрий Кобылкин подписал постановление Правительства ЯНАО, которым утверждаются границы территории регионального объекта культурного наследия - ансамбль «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный». Документом, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и другими нормативно-правовыми актами страны и региона, также утвержден особый правовой режим использования земельных участков в границе данной территории.
Постановлением определено, что держателем оригиналов научно-проектной документации на данный объект является департамент культуры ЯНАО. Контроль за исполнением постановления возложен на заместителя Главы региона Татьяну Бучкову.
Ямал является тем уникальным местом, где в подлиннике сохранились сооружения – свидетели сталинского времени. Период строительства трансарктической железнодорожной магистрали №501-503 Чум – Салехард – Игарка (с 1947 по 1953 г.г.) заключёнными ГУЛАГа сегодня вызывает в России и мире большой интерес. И в Правительстве ЯНАО разработан план создания мемориального комплекса, куда будут включены основные объекты строений лагерей и участков железнодорожного полотна.
Напомним, строительство железной дороги Салехард – Игарка в 1947-1953 годах, называемой также «Мертвая дорога», является одним из самых масштабных проектов в мире. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение. Подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром страны. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 – Обское направление, №503 – Игарское направление.
Общая длина дороги «Салехард – Игарка» должна была составить 1263 километра. Три четверти ее проходило по территории ЯНАО. Планировалось, что на дороге будут построены 28 станций через каждые 40-60 км. Для переправы через Обь и Енисей Северным путем были доставлены 2 железнодорожных парома. Основные депо было намечено соорудить на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка. Пропускная способность ожидалась в количестве 10-30 пар поездов в сутки, при скорости движения в 40 км/ч. Открыть сквозное движение поездов по трассе планировалось в 1952 году, а сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год.
Но начиная с 1951 года, отношение к строительству стало меняться. Все чаще стали говорить о дороговизне возводимого объекта. В мае 1953 года, вскоре после смерти Иосифа Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 года строительство железной дороги «Салехард - Игарка» было поставлено на консервацию. В 1954 года МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка «Чум - Лабытнанги», принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию.
Всего на трассе «Салехард – Игарка» было проложено 652 км железнодорожного пути, если прибавить сюда 196 км трассы «Чум - Лабытнанги», то получается, что по линии «Чум – Игарка» было уложено 848 км пути. То есть, к моменту консервации было готово 58% дороги.
Из справки-характеристики лагпункта №76 Обского исправительно-трудового лагеря (гриф – «Совершенно секретно»), датированной 12 мая 1952 года: «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» имел категорию «усиленного режима», был основан по приказу от 3 марта 1950 года. Он относился к 9-му лагерному отделению (центр ст. Надым), в нем содержалось 352 заключенных-мужчин, использовавшихся на земляных работах. Строения лагпункта и прилегающие к ним остатки строений располагаются на участке 150 на 300 метров. Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей.
Объект «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» расположен на 217 км железнодорожной линии Салехард – Надым (134 км от г. Надыма), между разъездами «Орлиный» и «Глухариный».
Сейчас в округе строится новая автодорога Салехард - Надым. Она свяжет столицу Ямала с «большой землей». И главное - разработан проект железнодорожной ветки, которая пройдет практически по маршруту сталинской железной дороги.
«Уверен, лучшим памятником людям, которые возводили объекты 501-503 стройки, будет дорога. Всегда. Это будет дорога жизни, у меня нет сомнений, что она укрепит экономику нашего региона, нашей страны», - отмечает Губернатор Ямала.
Дмитрий Кобылкин, комментируя принятое постановление Правительства округа, отметил также, что ямальский регион является энергетической кладовой государства. «Это объективная реальность. Но инвестиционный потенциал округа не ограничивается только углеводородами. Наши проекты не менее привлекательны для бизнеса, ориентированного на другие сферы, и особое внимание мы уделяем развитию туризма в наш арктический край. Сохранить память о годах сталинской стройки - в наших силах. И мы это делаем».
Другие публикации
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).
14.01.2025
Россия продолжает переживать ужасающие последствия экологической катастрофы в Чёрном море. Учитывая, что черноморское побережье – единственное в нашей стране место для массового морского отдыха, эти страшные события задевают миллионы россиян. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239", произошел разлив топлива. По последним данным Минтранса РФ, при крушении танкеров были повреждены четыре танка с нефтепродуктами, в море попало около 2,4 тыс. тонн мазута. Нефтепродукты также вынесло на берег. Введены режимы ЧС регионального характера в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, также действует федеральный режим ЧС.
О крушении “Волгонефть 212” и “Волгонефть 239” сказано уже много. Причинами указаны и плохие погодные условия, и ужасное техническое состояние танкеров, и т.д. Для предотвращения подобных «причин» предусмотрен специальный механизм госконтроля, он называется “Государственный портовый контроль” . Его обязанностью является контроль за выполнением законов и распоряжений по торговому мореплаванию. Контроль осуществляется инспекциями Портового контроля (надзора), который возглавляется начальником инспекции - капитаном порта. В целях обеспечения безопасности мореплавания инспекция Портовый надзор производит контроль за подготовкой судна к выходу в море, его мореходностью, снабжением и укомплектованием.
Это в идеале, как должно быть, но в современной России, с её зашкаливающим уровнем коррупции, “Государственный портовый контроль” превратился в инструмент зарабатывания денег капитаном порта и его приближенными.
7.01.2025
Чемезов закусит Струковым. «Ростех» готовится «силовым вариантом» поглотить «Южуралзолото»
Госкорпорация «Ростех», возглавляемая давним путинским другом Сергеем Чемезовым, в обозримой перспективе, судя по всему, готовится войти в состав совладельцев «Южуралзолото Группа компаний», пока ещё подконтрольной вице-спикеру Законодательного собрания Челябинской области Константину Струкову.
Информацию о потенциальном варианте «поглощения» подтверждают сразу несколько источников, цитируемые редакцией «Компромат-Урал», указывая на длительные переговоры, и собеседники, близкие к самой госкорпорации. При этом получение части доли ЮГК активом, связанным с «Газпромбанком», инсайдеры называют не «сдерживающим фактором», а лишь временной отсрочкой, причем «с ростом рисков для самого Струкова».
Решение финансистов собеседники связывают с обязательствами золотодобытчиков на более чем 15 миллиардов рублей. Дальнейший ход событий, как заявляют источники, возможен в нескольких сценариях: от новых проверок, которые создадут дополнительное давление на компанию, до «попросту национализации» по примерам других активов на Южном Урале или оформления ранее достигнутых договоренностей. Параллельно обсуждается интерес «Ростеха» и к другим крупным промышленным активам в регионе, а пока ЮГК «остаётся центром пересечения интересов ряда значимых игроков», что обещает «неспокойные времена» для бизнеса и ряд новых договоренностей, но уже, вероятно, «совсем в другом формате для текущего бенефициара».