C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Кого выберут губернатором вместо Натальи Комаровой, которая «привела регион к стагнации»
27.02.2013
В нынешнем феврале исполнилось три года с момента вступления Натальи Комаровой в должность главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Обозреватели сайта «Компромат-Урал» отмечают рост настроений в пользу ее отставки с губернаторского поста. Эксперты настаивают: после Комаровой ситуацию в Югре сможет исправить только избранный, а не назначенный руководитель.
В рамках очередного обзора политической, экономической, социальной жизни региона, мы хотели бы поделиться информацией и прогнозами из первых рук – мнением региональных политиков и бизнесменов, которые превосходно разбираются в специфике региона и могут с высокой долей вероятности предсказать, что ждет Югру в ближайшем и более отдаленном будущем.
Сегодня главой исполнительной власти является Наталья Комарова. Ее кандидатура была предложена президентом Дмитрием Медведевым, который, выбрав тогдашнего председателя Комитета по природным ресурсам Госдумы, сделал ставку на ее богатый опыт работы как в законодательной, так и в исполнительной власти. Окружная Дума утвердила Наталью Комарову на ответственном посту губернатора в феврале 2010 года. В дни назначения политик активно общалась с журналистами. Из уст нового губернатора звучали оптимистичные реплики: «Александр Васильевич установил высокую планку, — сказала тогда Наталья Комарова, отдавая должное своему предшественнику Александру Филипенко. — Мне надо стараться не только не опустить её, но и поднять, чтобы вывести регион на более высокий уровень».
Зададимся вопросом: удается ли Наталье Комаровой в настоящее время решать поставленные задачи?
Сегодня федеральный центр оценивает деятельность губернаторов и успех регионов, опираясь на вполне четкие критерии. В первую очередь, руководство страны интересует инвестиционная привлекательность субъектов.
Ряд экспертов разделяет мнение о том, что ХМАО может динамично и поступательно развиваться только в ситуации, когда регионом управляет человек избранный, а не назначенный. С такой позицией созвучно мнение руководителя Центра федеративных отношений Института экономики РАН Сергея Валентея, который убежден, что за последние два года экономическая ситуация в округе ухудшилась по многим показателям.
Сегодня главой исполнительной власти является Наталья Комарова. Ее кандидатура была предложена президентом Дмитрием Медведевым, который, выбрав тогдашнего председателя Комитета по природным ресурсам Госдумы, сделал ставку на ее богатый опыт работы как в законодательной, так и в исполнительной власти. Окружная Дума утвердила Наталью Комарову на ответственном посту губернатора в феврале 2010 года. В дни назначения политик активно общалась с журналистами. Из уст нового губернатора звучали оптимистичные реплики: «Александр Васильевич установил высокую планку, — сказала тогда Наталья Комарова, отдавая должное своему предшественнику Александру Филипенко. — Мне надо стараться не только не опустить её, но и поднять, чтобы вывести регион на более высокий уровень».
Зададимся вопросом: удается ли Наталье Комаровой в настоящее время решать поставленные задачи?
Сегодня федеральный центр оценивает деятельность губернаторов и успех регионов, опираясь на вполне четкие критерии. В первую очередь, руководство страны интересует инвестиционная привлекательность субъектов.
Ряд экспертов разделяет мнение о том, что ХМАО может динамично и поступательно развиваться только в ситуации, когда регионом управляет человек избранный, а не назначенный. С такой позицией созвучно мнение руководителя Центра федеративных отношений Института экономики РАН Сергея Валентея, который убежден, что за последние два года экономическая ситуация в округе ухудшилась по многим показателям.
Депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа, заместитель председателя Комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Евгений Марков заявил о несогласии с тем, «что работа правительства Комаровой на протяжении 3 лет – работа новой команды – принесли ощутимые результаты для ХМАО». «Те системные вопросы, которые были, как-то решались при Филипенко, стагнируют, не решаются», - отметил депутат.
Поговаривают, что сегодняшняя система доступа к исполнительной власти в ХМАО остается достаточно сложной, завуалированной и, как следствие, нуждается в изменении. Многие специалисты, знакомые со спецификой региона не понаслышке, считают, что залогом благополучия региона станет возвращение прямых выборов губернатора. Без них Югра не сможет повторить успехи, достигнутые при Филипенко. И, скорее всего, округу удастся добиться права самостоятельно выбирать лидера.
По мнению депутата Госдумы от ХМАО, члена Комитета ГД по бюджету и налогам Михаила Сердюка, «любой всенародно избранный губернатор во сто крат лучше назначенного. Только в таком случае руководитель региона ориентируется в первую очередь на мнение своего населения, а не на московских начальников. Кроме того, выборы – это акт взаимного уважения между властью и обществом».
Достаточно очевидно, что вопрос о назначении руководства встает в регионах, где особенно остро стоит национальный вопрос или есть иные проблемы, связанные с расколом местных элит. В таких субъектах РФ выборы могут спровоцировать социальный взрыв, так что «начальника» волей-неволей приходится назначать сверху. В ХМАО подобная проблематика отсутствует – поэтому объективных причин для назначения нет.
Закономерно возникает вопрос: если все эксперты склонны полагать, что в ХМАО будет возвращена система прямых выборов главы региона, то каковы шансы ныне действующего губернатора на победу?
Парадоксально, но факт: эксперты воздерживаются от любых предсказаний. «Каковы шансы нынешнего губернатора выиграть выборы? Хороший вопрос. Вот выборы и покажут. Я не хочу делать каких-либо прогнозов, - заявил Евгений Марков. - У нас в стране выборы – вещь такая… Нельзя сбрасывать со счетов возможности того же административного ресурса, о котором часто в последнее время говорят после выборов...». Михаил Сердюк подчеркнул, что предсказывание политического будущего Югры по бесполезности равно попытке «в ступе воду толочь» и заявил, что хотел бы воздержаться от оценок губернатора в силу (цитата) «нецесоообразности» подобного разговора.
Примечательно, что очень многие эксперты, наверняка, осведомленные о положении дел в регионе, отказываются от любых прогнозов и оценок. Так, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по энергетике Павел Завальныйс неожиданной экспрессией отреагировал на предложение корреспондента РР прокомментировать политическую и даже экономическую ситуацию в ХМАО и ее динамику в ближайшем будущем. Депутат внезапно повысил голос и, фактически, жестко отчитал журналиста, задавшего в целом невинный вопрос. За недостатком знаний, мы не имеем возможности судить о том, с чем в точности связана такая бурная реакция, однако позволим следующее предположение. Ответ на вопрос о расстановке сил в том или ином регионе требует от спикера известной доли дипломатичности и взвешенности – в общем-то, вполне ожидаемой от любого политика. Однако Павел Завальный предпочел гневно оборвать любые вопросы в том направление, в котором, судя по всему, он чувствует себя недостаточно уверенно. Впрочем, повторимся, что это не более чем предположения.
Вместе с тем, очевидно, что самой главной и наиболее острой проблемой, держащей в напряжении весь регион, и приоритетным направлением деятельности окружной власти на 2013 год являются отношения регионального центра и муниципалитетов. Только ленивый сегодня не говорит о том, что идея муниципального «двоевластия» (учреждение должности сити-менеджера) с треском провалилась. Особенно плачевно ситуация сложилась в Нижневартовске. Михаил Сердюк видит основную причину неудачи в том, что европейская модель сити-менеджмента непригодна для российских условий: «это модель не наша, не российская, и здесь, в ХМАО, она не будет приживаться. Всюду, где она уже внедрена, наблюдается спад эффективности, конфликты, раздрай. В Нефтеюганске, в Нижневартовске – как бы они ни отрицали это – и других городах. Решение было неэффективным. Пора уже признать данный эксперимент весьма неудачным и отказаться от него: откатить ситуацию назад или нивелировать ее». Подчеркнем, что по нашим данным, местечковая борьба наблюдается также в Нягани и Кандинском районе.
Отметим, что у других регионов в прошлом тоже был негативный опыт подобных реформ: так, Эдуард Россель проводил этот «эксперимент» на Урале. Вскоре в муниципалитетах стали наблюдаться соответствующие эффекты: конфликты, падение всех социально-экономических показателей и т. п. Такое положение дел становится закономерным результатом того, что вместо заботы о благе населения, вместо хозяйствования как такового (решения проблем ЖКХ, благоустройства дворов) руководители городов вступали друг с другом в нездоровые отношения конкуренции – думают лишь о том, как бы обойти друг друга. Если в Европе данная система работает, то ни на среднем Урале, ни в Югре она не прижилась. Все дело в менталитете? Вполне возможно. «Что немцу хорошо, то русскому смерть» - с горькой иронией замечает Михаил Сердюк.
Евгений Марков также убежден в неэффективности института сити-менеджеров: «Отношения регионального центра и муниципалитетов складываются напряженно. Мы и мои коллеги по партии объезжаем территории и, общаясь с гражданами, с чиновниками, с главами, убеждаемся лишний раз в неэффективности той системы, которая сейчас присутствует на территории. Регион не созрел до этого института».
Формула отношений, выстроенная между субъектами и муниципалитетами, не нацелена на стимуляцию глав местной власти к каким-то достижениям, конструктивной работе. Она не направлена на развитие муниципалитетов.
Пассивность на местном уровне становится источником множества других проблем региона – достаточно «классических» для всей РФ в целом. Пассивность местной власти на фоне чрезмерно мощной «вертикали власти» в регионе приводит к тому, что в итоге губернатору остается решать все проблемы самостоятельно, «тащить» муниципалитеты на себе, понукать их, вместо того, чтобы контролировать их работу. Представители местных элит подшучивают, что «губернатор перевела регион на ручное управление».
На вопрос о том, как долго продлится подобное положение дел – точного ответа нет. Ясно одно: оно не изменится, пока у власти находится Наталья Комарова.
Вместе с тем, было бы ложью заявлять о том, что правление Натальи Комаровой оказалось для ХМАО этакой эпохой беспросветности. Вовсе нет. В действительности, субъективные заявления некоторых экспертов опровергает безжалостная статистика.
В конце января в Нягани состоялось подведение предварительных итогов социально-экономического развития округа в ключевых сферах. В их числе - реализация целевых программ, достижение целевых показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации, а также исполнение муниципальными образованиями графика ввода жилья в завершившемся году.
Оценка реализации целевых программ за 2012 год осуществлялась по 470 показателям, и запланированное годовое значение было достигнуто более чем по 98% показателей. Исполнение расходных обязательств по 33 программам превысило 147 миллиардов рублей. Все перечисленные данные значительно выше уровня 2011 года – на 26,2% в части объема финансирования, и почти на 22% по качеству его исполнения. Даже те три целевые программы, продемонстрировавшие на этом фоне более скромный результат (современная социальная служба Югры, профилактика правонарушений и укрепление пожарной безопасности) и то выполнены от 80 до 90%. Примечательно, однако, что в каждом случае низкое исполнение было связано с задержкой ввода ряда капитальных объектов.
Отдельно стоит осветить и болезненную тему ввода жилья. По предварительным данным, по итогам 2012 года в Югре впервые со времен Советского Союза достигнут исторический максимум ввода жилья – общая цифра составила 1,012 миллиона квадратных метров, из которых почти 162 тысячи квадратных метров пришлось на индивидуальное жилое строительство.
Это заметная строительная победа. Муниципалитетам удалось на своих территориях создать необходимые условия, чтобы нужные людям квадратные метры жилья были построены. При этом Наталья Комарова, осознавая, что достичь пиковых значений – это полдела, труднее удержаться на высоком уровне – высказала намерение системно снимать бюрократические барьеры на пути строителей, эффективно решать земельные вопросы, обеспечивать своевременное подключение к инженерным сетям и развитие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры.
Разумеется, в каждом муниципалитете строительный план оказался реализован с различным успехом. Наибольших успехов добились Нижневартовск и Сургут (эти города опередили изначальный план – на 11% и 14% соответственно). Несмотря на то, что немного не дотянул до исполнения плана - 98.7%, хорошо сработал и Ханты-Мансийск – ввод превысил 119 тысяч квадратных метров, что в пересчете составляет 1,4 квадратных метра на человека.
В 2012 году улучшилась и ситуация на рынке труда. В результате принятых мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, в этой сфере есть значительные достижения. В частности, почти в 1,5 раза снизилась численность зарегистрированных безработных.
Как мы видим, Наталье Комаровой удалось достичь весомых успехов – особенно они значимы в сфере жилищного строительства – «квартирный вопрос» в последние годы был для жителей Югры крайне острым. Следовательно, политический вес, набранный Комаровой, также достаточно велик.
Есть ли в регионе люди, готовые составить конкуренцию Наталье Комаровой и ее команде? Скорее всего, есть. Другое дело, что сейчас они предпочитают не афишировать себя. Скорее всего, они покажут свои силы и возможности немного позже, поскольку преждевременное информирование нынешней власти о своем наличии может быть фатальным: предупрежден, значит вооружен. Евгений Марков подчеркивает, что «никто из реальных кандидатов раньше времени голову подымать не будет. Любой потенциальный кандидат будет сразу облит грязью и в его отношении будут предприняты действия по возможной дисквалификации как потенциального соперника».
Мы также хотели бы отметить, что первые признаки «кулуарного решения вопроса» уже налицо. Так, по слухам, в конце января Наталья Комарова обсуждала вопрос своего политического будущего в Москве с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным (встречались 25 января). Возможно, Комарова надеется на поддержку со стороны могущественного холдинга и даже на гарантии своей политической безопасности, а сама в свою очередь готова «не остаться внакладе». Следует отметить, что в ХМАО «Роснефть» является лидером по добыче нефти, а самого Сечина называют «главным человеком после Путина» для Югры.
С другой стороны, в некоторых уральских СМИ проскользнула информация о том, что в кулуарах правительства Югры готовится законопроект об изменении в структуре правительства региона. Возможно, губернатор перестанет выполнять функции председателя правительства и эту должность займет кто-то другой. Это позволит «внедрить» во властные структуры человека из «старой гвардии», проверенного и лояльного Комаровой чиновника – Сергея Маненкова, главу Белоярского района.
Вместе с тем, сегодня расклад политических сил в регионе достаточно очевиден. Во-первых, серьезную силу представляет партия «Единая Россия». Эта партия, находящаяся при власти. Эта политическая сила пользуется поддержкой населения и является транслятором ключевых решений власти.
«Справедливороссы» обладают другими преимуществами. Их называют в первую очередь профессионалами. Возможно, они не так сильны и энергичны в пиаре, как «ЕР», однако, славятся поступательной, «рутинной», если угодно, ежедневной работой. Скорее всего, в будущем они сохранят тот вотум доверия, который получили на двух последних выборах.
То же самое можно сказать и о ЛДПР. Представители этой партии сообщили, что полны решимости удержать достигнутые позиции. Масштабных переделов власти в этом отношении ждать не приходится.
Достаточно негативно в регионе оценивают деятельность коммунистической партии. Эксперты отмечают, что местные партийцы – не те люди, которые способны на прорыв. Недавно (в конце января) был исключен из партии депутат окружной думы ХМАО-Югры от КПРФ Александр Смирнов, а также Александр Мащенко, член избирательной комиссии ХМАО от КПРФ с правом решающего голоса. Повод для отставки Мащенко – самый что ни на есть позорный: подделка партийных документов и безделье в составе окружного избиркома. Подобные скандалы, разумеется, крайне негативно сказались на имидже партии в регионе. Михаил Сердюк вообще отметил, что на его взгляд, «партия [КПРФ] не проявляет себя как партия никоим образом».
Однако и КПРФ, и другие партии сохраняют сильные позиции, в сравнении с «молодыми» партиями, появившимися после либерализации закона о выборах. Пока что ни одна из этих сил не успела громко заявить о себе. Видимо, это связано с нежеланием «показывать себя раньше времени».
Если политические силы, представленные непосредственно в ХМАО, воспринимаются с некоторым скепсисом, то вот силам, представляющим ХМАО в Госдуме пророчат большое будущее. И немудрено: в Москве регион представляет группа крайне влиятельных политиков – депутат Госдумы Леонид Симановский и глава представительства ХМАО в Москве Фануза Арсланова.
Даже один Леонид Симановский, по мнению Евгения Маркова, это уже крайне влиятельная сила, «сильный в плане лоббизма человек». На взгляд эксперта, именно Симановский – тот человек, который способен, будучи в Москве, повлиять на расклад сил в ХМАО: причем вне зависимости от того, выступит ли он в конечном итоге на стороне Комаровой или нет.
Другой влиятельный лоббист, который впрочем, предпочитает пока держаться в тени – известная в узких кругах глава представительства ХМАО в Москве Фануза Арсланова, которая в отличие от всегда ведущего свою игру Симановского кровно заинтересована в нынешнем губернаторе Наталье Комаровой. По мнению ряда экспертов, именно она пролоббировала назначение Комаровой на пост губернатора Югры, а ранее – приложила все усилия для пропуска той в Госдуму от Ямала. Арсланова обладает репутацией влиятельного лоббиста (таковым ее считают эксперты, создатели ряда авторитетных рейтингов). И не мудрено – ранее она возглавляла департамент по GR в Газпроме и вышла из команды недавно умершего мастодонт Рэма Вяхирева.
Наш эксперт отмечает, что Арсланова и Комарова подружились еще в тот период, когда Наталья Комарова жила на Ямале и занимала пост мэра Нового Уренгоя (этот пост она заняла в 1997 году). Фануза Шарифовна в составе делегаций Газпрома приезжала в газоносную столицу – там они с Комаровой и познакомились. Мужики шли в баню, а девушки – решали вопросы. Вот и решили…
И дальше решают. На зависть многим мужчинам…
Подытоживая сказанное, следует описать образ того политика, которого хотели бы видеть граждане региона на посту губернатора. Отмечается, что это должен быть человек харизматичный и близкий к людям. Он должен решать в первую очередь повседневные, актуальные социальные задачи. «Людей не интересует Интернет и развитие оленеводства. Их интересует жилье, детские сады и рост тарифов на услуги ЖКХ», - весомо подчеркнул Евгений Марков.
По мнению некоторых экспертов, относительно недолгое правление Комаровой пока мало о чем говорит. С другой стороны, сухая статистика и данные официальных отчетов говорят об обратном: Комарова – именно тот политик и хозяйственник, в котором сегодня нуждается Югра.
Не в наших правилах строить какие-либо домыслы, не подкрепленные фактами. Мы лишь, со своей стороны надеемся, что смогли представить достаточно «полифоническое», разноплановое видение ситуации в ХМАО. Какое будущее ждет регион – покажет время.
Другие публикации
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.