C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Губернатор спрятался и испугался. Управление Свердловской областью по-куйвашевски
26.11.2013
Средний Урал переживает нелегкие политические времена. Как полагают обозреватели сайта «Компромат-Урал», контроль над ситуацией постепенно теряет губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев (на фото). Его проблемы проанализировал екатеринбургский аналитик Федор Крашенинников. Несмотря на субъективную односторонность его позиции, две вышедшие статьи о «неизлечимых» управленческих недугах Куйвашева представляют интерес и для читателей «Компромат-Урал».
Свердловская область: режим прячущегося губернатора
Месяц назад была опубликована статья «Режим слабого губернатора». На момент ее написания уже были очевидны все проблемы нынешнего губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, и казалось, что это низшая точка падения личного авторитета губернатора и, в его лице, авторитета всей федеральной вертикали в нашей области. Логика политических процессов подсказывала, что дальше тянуть нельзя, и губернатор должен был бы предпринять хоть какие-то шаги, чтоб выйти из лабиринта своих проблем.
Однако реальность оказалась совершенно иной, а поведение губернатора и его окружения — алогичным и странным.
Dolce far niente как стиль руководства регионом
К сожалению, из всех возможных вариантов поведения Евгений Куйвашев выбрал самый неподходящий — не делать ничего, спокойно наслаждаясь всеми привилегиями своего статуса. Dolce far niente, «сладкое ничегонеделание» — вот как можно охарактеризовать куйвашевский стиль руководства Свердловской областью.
И действительно, что конкретно сделал губернатор за прошедший месяц?
Если отбросить шелуху официозных рапортов, то за месяц губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев не сделал ровным счетом ничего, что выходило бы за рамки понятия «текучка». Ни одного важного решения, ни одного значимого кадрового назначения, ни одной отставки — ничего.
Губернатор сходил в отпуск и вернулся из него, но мог бы и дальше отдыхать, потому что де-факто ничего не изменилось: сейчас губернатор снова уехал из области — в Москву и Париж, а что будет дальше — никому неизвестно.
То, что губернатор предпочитает поездки в Москву, Сочи или Париж командировкам во вверенную ему область — уже давно не новость. На фоне постоянных вояжей за пределы региона все поездки Куйвашева по Свердловской области можно посчитать по пальцам. При том, что никакого особого управленческого смысла в его поездках по региону все равно нет — это не вдумчивое изучение ситуации на местах, а участия в праздничных церемониях или каких-то рутинных чиновничьих ритуалах.
Сейчас, как уже было сказано, губернатор руководит Свердловской областью из Парижа. Заметно ли отсутствие в городе губернатора? Нет, так же как было незаметно и его присутствие. При таком уровне отстраненности губернатора от повседневной жизни региона он действительно может уехать в Париж, не оставив даже исполняющего обязанности — фактически «на хозяйстве» итак уже давно «сидит» Денис Паслер, а в политике все настолько провалено и завалено, что можно просто махнуть рукой и спокойно наслаждаться парижским шиком за казенный счет.
У многих наблюдателей сложилось ощущение, что, уезжая из области, Куйвашев просто убегает от необходимости заниматься проблемами региона. В этой логике вполне возможно, что в тактическом смысле сейчас для него главное — 3 декабря, в день, когда Законодательное собрание области примет самый проблемный в истории региона бюджет, быть где-то далеко и таким образом хотя бы символически избежать ответственности. Поэтому есть версия, что сразу после парижского вояжа Куйвашев снова уйдет в отпуск — или уедет из Екатеринбурга под каким-то другим соусом. Кто-нибудь удивится, если все будет именно так?
То, что именно в эти две недели, когда все решается здесь, в области, и именно здесь самый критический момент — губернатора так или иначе физически не будет в регионе — не сенсация, а, скорее, сложившаяся практика нынешнего областного руководства. Как это можно понимать, и какое необидное для губернатора объяснение можно придумать такому странному отношению к исполнению своих обязанностей? Это уже не режим слабого губернатора, это, скорее, уже режим прячущегося губернатора.
Кадровый тупик
В областной системе власти существует специально созданный по инициативе Куйвашева пост вице-губернатора (без которого, кстати, область прекрасно обходилась и при Росселе, и при Мишарине), и занимающий его человек и должен был бы, по идее, осуществлять политические функции в отсутствие губернатора.
Но вице-губернатор при отсутствующем Куйвашеве — Яков Силин, человек, который должен был бы уйти в отставку еще 9 сентября после своего проигрыша на выборах главы Екатеринбурга. При постоянно прячущемся губернаторе такой слабый политик, конечно же, не способен ничего изменить даже теоретически. Что-то могла бы изменить его отставка и замена на более уместного человека. Но после каскада слухов и их опровержений вице-губернатор Яков Силин вместо уже вроде бы очевидной отставки просто ушел в отпуск — причем синхронно с отъездом губернатора. То есть в самые трудные для областной власти времена не только губернатор, но и вице-губернатор срочно решили устраниться из политической жизни региона.
Заменить Якова Силина на какую-то другую, более сильную фигуру — несомненно, хороший и многими ожидаемый шаг. Но пауза затянулась так надолго, что выводы уже очевидны.
Во-первых, никаких сильных фигур в запасе у губернатора просто нет. Все варианты, которые так или иначе озвучивались, могут только ухудшить и без того плачевную ситуацию.
Во-вторых, положа руку на сердце, кто-нибудь удивится, если Силин вернется из отпуска на прежнее место работы? Учитывая многократно продемонстрированную неспособность губернатора принимать радикальные кадровые решения и его постоянное самоустранение от дел, оставить все как есть — это очень по-куйвашевски.
Такая кадровая беспомощность предсказуемо завела губернатора в тупик. В итоге в конце ноября 2013 года, в очередной раз повторюсь — в самое непростое для региона время — во главе администрации, а в каком-то смысле политическим руководителем региона остался Вадим Дубичев, исполняющий обязанности главы администрации губернатора.
При всей чиновничьей опытности Вадима Дубичева едва ли подобная конфигурация в высших эшелонах региональной власти может считаться успешной или хотя бы работающей. Политического веса Вадима Дубичева явно недостаточно, чтоб на что-нибудь влиять. Создается впечатление ее случайности и вынужденности этого положения, впрочем, такое ощущение остается почти от всех решений губернатора.
В целом же все кадровые решения губернатора за прошедшее после выборов в Екатеринбурге время вообще никак нельзя считать оригинальными или удачными, скорее, уж техническими.
Так, Виктор Киселев, наконец, назначен министром строительства — после того, как 10 месяцев был исполняющим обязанности. Невольно возникает вопрос к губернатору: а какой смысл был мурыжить человека 10 месяцев? Его что, все это время проверяли? Или это был случайный выбор, и все это время искали более подходящую кандидатуру, но не нашли и оставили как есть?
Кроме того, Алексей Кузнецов, очередной тюменский соратник губернатора, был введен в правительство в ранге министра природных ресурсов — тоже после нескольких месяцев в ранге и.о. По этому назначению тоже возникают вопросы: неужели в Свердловской области нет ни одного специалиста по ресурсам Свердловской области, а все знатоки ресурсов нашей области живут в соседней?
Незнание местных кадров и недоверие к ним со стороны губернатора просто бросается в глаза, как и явная ставка на кадры из Тюменской области. Усиливают ли такие назначения положение губернатора? Скорее, ослабляют. Собственно, вот и все кадровые решения губернатора за месяц. Из более давних, по итогам почти трех послевыборных месяцев — отставка Алексея Багарякова и назначение вице-премьером «по футбольному чемпионату» очередного тюменского соратника губернатора, господина Грипаса.
Если отставка одного чиновника и назначение трех других — это все, что хотел и мог сделать губернатор за все время, прошедшее после поражения его команды в сентябре, то остается только руками развести: как было сказано в другое время и по другому поводу, «они ничего не поняли и ничему не научились».
С учетом того, что все последние месяцы окружение губернатора намекало на какие-то важные перемены и революционные назначения, выглядит все это особенно жалко.
Чтобы понять всю абсурдность этой кадровой возни, надо просто посмотреть на ситуацию в области в целом.
«Рёв и ползание»
Свердловская область вместе со всей страной входит в серьезный социально-экономический кризис, масштаб которого еще только предстоит осознать. Бюджет на будущий год урезан самым жестоким образом — причем существенным образом за счет Екатеринбурга. Недовольные ситуацией екатеринбургские группы влияния развернули беспрецедентное наступление на областные власти. Такого жесткого и разностороннего «наезда» на областную власть трудно припомнить — и что в ответ? Опять-таки, ничего.
Без того слабые позиции областной власти в битве за бюджет защищаются самым жалким и бездарным образом, причем это именно оборона, никак не контратака. Все это еще больше ослабляет позиции областного руководства в целом и лично губернатора. И вот, на фоне всего этого — то отпуск, то Париж, то Дубичев во главе администрации. Почему губернатор так странно, если не сказать — неадекватно, себя ведет?
Ответов может быть два: он или не может руководить областью, и потому предпочитает пустить всю ситуацию на самотек, сосредоточившись на интригах внутри своей администрации и нескольких лично ему интересных проектах, или же он просто ждет решения своей дальнейшей судьбы от Москвы, и потому сознательно не хочет ничего делать (или его попросили не делать никаких резких движений до дальнейших распоряжений).
В любом случае, ситуация печальная — и главным образом для самой власти, хотя отразится она и на всех нас. На фоне самоустранения губернатора от всех реальных проблем региона очевидным становится и деморализация его окружения. Никакие враги губернатора не смогли бы так ухудшить моральный климат вокруг него и его имидж в глазах региональных элит, как его же собственные «друзья».
Вражда группировок в окружении губернатора, щедро освещаемая СМИ губернаторского же пула и сопровождаемая взаимными сливами компромата, довершает картину всеобщего разложения. Отсутствие какого-либо явного центра принятия политических решений бросается в глаза и оборачивается работой губернаторского пула в режиме «кто в лес, кто по дрова». Даже оставляя за скобками традиционно низкие рейтинги всех губернаторских ресурсов и их хроническую неспособность хоть как-то влиять на настроения в городе Екатеринбурге и области, довольно комично наблюдать за их активностью, особенно в сфере взаимных обвинений и публикации откровенных доносов друг на друга с обвинениями в недостаточной активности.
Незаживающая рана поражения 8 сентября заставляет ряд прогубернаторских СМИ продолжать бессмысленную войну с избранным главой Екатеринбурга Евгением Ройзманом. Совершенно очевидно, что пересмотра результатов тех выборов уже не будет — это с одной стороны. С другой стороны, очевидно, что Ройзман сейчас — не самая опасная фигура для губернатора и далеко не ключевая в борьбе с ним. Но этого или не понимают, или не хотят понимать в окружении губернатора или в руководстве прогубернаторских СМИ — антиройзмановская истерика выглядит уже даже не жалко, а попросту глупо. Такое ощущение, что за неимением новых темников часть губернаторского пула продолжает работать по темникам еще выборного времени и не понимает, что остатки тающего ресурса тратятся на борьбу с ветряными мельницами.
Впрочем, истеричная борьба с Тунгусовым и Ройзманом — это, пожалуй, единственное, что вообще есть в публичной повестке губернаторских СМИ. Все остальное — или описание чиновничьей рутины в стиле «слушали-постановили», или нападки на всех критиков секвестированного бюджета.
Первое никому не интересно, второе же — заведомо проигрышная тема, потому что ни один нормальный человек не может согласиться с мыслью, что отнять деньги именно у него ради общей экономии — хорошо и правильно. Увы, но именно эта логика и транслируется прогубернаторскими СМИ и спикерами: денег Екатеринбургу не давать и делать вид, что это хорошо и правильно, а те кто против — негодяи и жулики.
Трудно сказать, есть ли во всем этом что-то от самого губернатора или он вообще вне игры, а политику контролируемых резиденцией СМИ определяют какие-то люди из его окружения. С точки зрения интересов большинства жителей области, это и не важно — просто потому что, как уже было сказано выше, до большинства жителей области губернаторская пропаганда попросту не доходит. Другое дело — позиция губернатора среди региональной элиты.
Круг людей, которые лично общаются с губернатором и имеют объективное представление о положении вещей, крайне узок. Остальные, так или иначе, формируют свои представления о губернаторе через призму публикаций СМИ губернаторского пула.
Что дальше?
Очевидно, что жизнь области в режиме слабого губернатора продолжается, и тенденция развивается в сторону дальнейшего ослабления и самодискредитации областной власти.
Никаких особых надежд на то, что областная власть как-то сможет реформироваться и стать эффективной уже не осталось. Речь в данном случае идет, прежде всего, о политическом блоке. При всех проблемах с экономикой правительство в целом работает более-менее успешно, с учетом того, что министерские кадры подбирает губернатор — в соседнем регионе и по одному ему ведомым принципам.
Тем не менее, слабость политической команды губернатора и очевидная неспособность к публичной политике самого Куйвашева выходят на первый план, и их уже невозможно не замечать.
Рано или поздно в области будут выборы и очевидно, что при нынешнем положении дел Куйвашев категорически неизбираем. Очевидно также, что ни он, ни его окружение не смогут ничего сделать, чтоб повысить его избираемость, просто потому, что нет ни кадров, ни понимания, какие это должны быть кадры и где их брать. Сомнительно, что тюменские сослуживцы и приглашенные из Самары политтехнологи смогут преодолеть слаженное сопротивление всех местных элит.
Этот фактор постепенно становится определяющим: сознательно или нет, но сейчас на ослабление губернатора, а значит и против него, играют практически все элиты области. Кто-то делает это явно, кто-то — тайно, но совершенно очевидно отсутствие в регионе какого-либо даже минимального консенсуса вокруг фигуры Куйвашева. Если добавить сюда саботаж (скорее всего, невольный, просто от растерянности и неуверенности в будущем) и усиливающуюся грызню внутри губернаторского окружения, то картина получается крайне мрачная.
Все-таки хочется верить, что губернатор просто ждет решения своей судьбы и кандидатуры сменщика, и только этим объясняется его самоустранение от насущных проблем региона.
Области как воздух нужны выборы и переформирование политического руководства, просто потому, что так дальше жить нельзя. Такой регион, как Свердловская область, особенно в условиях нарастающих кризисных тенденций, нуждается в компетентном управлении и харизматичном, знающем проблемы области и местные кадры человеке. Области нужен губернатор, полностью погруженный в региональную проблематику, иначе просто нельзя: бесконечные варяги, временщики и командировочные уже довели наш богатый край до унылой стагнации.
Федор Крашенинников
«Политсовет»
***
Свердловская область: режим слабого губернатора
18.10.2013
В Свердловской области сложилась уникальная политическая ситуация — губернаторская власть в регионе слаба, и все группы влияния активно осваиваются в новой политической реальности. После сентябрьских выборов все ждали политической перезагрузки, и она, похоже, случилась: но совсем не с тем результатом, который ожидал Евгений Куйвашев.
Внутриэлитные конфликты приобрели неуправляемый характер, борьба за политические ресурсы обострилась, но губернатор в этих процессах — не главный арбитр и контролер, а всего лишь рядовой участник, причем не самый сильный. При Мишарине и Росселе такого не было — эта ироничная фраза стала самым популярным резюме всей деятельности нынешнего губернатора.
Режим силы
Режим сильного губернатора в Свердловской области сложился давно и, по сути, является единственным известным региональной элите. Он возник при Эдуарде Росселе, который действительно был патриархом местной политики и за 15 лет выстроил систему, полностью ориентированную на себя. Россель держал в своих руках все нити управления и был той инстанцией, от которой зависело принятие всех ключевых решений, касающихся жизни региона. Он мог затушить или разрешить практически любой конфликт, при этом еще и обернув это себе на пользу. Более того, будучи настоящим «политическим тяжеловесом», Россель наделял людей вокруг себя реальными полномочиями и правом договариваться с элитами — этот маневр после никто не смог повторить: чтобы делиться авторитетом и не бояться конкуренции, надо быть уверенным в себе и в своем влиянии на ситуацию. В последние годы Россель, конечно, утратил былую мощь, но режим сохранялся — за счет того, что губернатор зачистил политическое поле, устранив всех, даже потенциально сильных конкурентов.
Сменщик Росселя Александр Мишарин продолжил действовать в том же режиме. Не обладая ни харизмой, ни рейтингом, ни влиянием своего предшественника, Мишарин тем не менее с самых первых дней пытался занять положение хозяина области. Мишарин сразу взял курс на концентрацию всей власти в своих руках, и его ставка на серых и лишенных какого-либо личного авторитета или влияния людей воспринималась однозначным сигналом всем элитам: в области есть только один человек, с которым можно вести серьезные разговоры, других центров влияния в регионе нет.
Губернаторство Мишарина началось с масштабного обновления элит, причем губернатор создавал эту элиту именно «под себя» — чтобы со временем стать такой же фигурой, какой был Россель в лучшие свои годы. Как все помнят, в итоге у Мишарина ничего не получилось, но сам режим при этом сохранился: костяк администрации остался настроенным на сильного лидера.
Начало ослабления
К слову, при всех провалах и ошибках, даже у Мишарина кое-что получилось: помимо уже упомянутого обновления кадров (хоть и сомнительного в плане персоналий), он оказался единственным из всех, кто смог провести относительно успешное наступление на Екатеринбург. Более того, атаку бывшего губернатора Свердловской области на городскую элиту Екатеринбурга следует признать самой жестокой и самой успешной за все годы противостояния по линии «область/город».
Именно Мишарин был инициатором введения в областном центре института сити-менеджера и добился отставки и фактического ухода из политики многолетнего главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. На пике этой атаки в руководство города был введен человек губернатора, экс-министр транспорта Сергей Швиндт — правда, он быстро влился в «городскую» команду и со временем растворился в ней.
Кроме того, Мишарин смог «продавить» и реформу Устава области, ликвидировав двухпалатный парламент, который так любила старая росселевская элита. Однако ресурсов на дальнейшую борьбу у Мишарина не хватило, и в целом он со своими задачами не справился. На смену ему пришел Евгений Куйвашев.
С самого начала он подал элитам два сигнала: с одной стороны, сразу же начал оказывать знаки внимания Росселю (которого демонстративно игнорировал Мишарин) и его команде, а с другой, играл роль губернатора-либерала, настроенного на диалог со всеми группами интересов. Но время шло, и становилось понятно, что Куйвашев в этот образ не вписывается. Возможно, какую-то роль сыграло и чиновничье окружение: опыт работы с Росселем и Мишариным приучил этих людей к режиму «сильного губернатора», и эта модель поведения в итоге была навязана и Куйвашеву.
Либерализм остался лишь на словах, а в областной политике начали разрастаться самые разные конфликты, так или иначе связанные с именем губернатора. Моментом истины должны были стать выборы 8 сентября: и вот они прошли, и стало ясно — режим сильного губернатора пал.
Провал, еще провал
Если перед Мишариным стояла задача убрать Чернецкого и сменить систему власти в Екатеринбурге, то Куйвашев, судя по всему, собирался привести в Екатеринбург принципиально другую команду. Для этого у него были все шансы — в единый день голосования ему надо было добиться победы своего человека на выборах мэра и сформировать влиятельную фракцию депутатов в гордуме. Обе задачи он провалил — мэром стал не просто чужак, а личный оппонент Куйвашева Евгений Ройзман, а городскую думу в итоге по-прежнему контролирует екатеринбургская мэрия.
Но выборы были только первым этапом провала. Проиграв их, Куйвашев попытался парализовать работу гордумы и провести своего кандидата в сити-менеджеры Екатеринбурга, прибегнув при этом к помощи «Справедливой России». Союзник оказался не самым удачным, и вся эта борьба стала напоминать плохую комедию с предсказуемым финалом.
На фоне политического провала во всей глубине обнаружился и провал в медиаполитике. Вложив колоссальные ресурсы в расширение и без того гипертрофированного медиахолдинга, Куйвашев все равно не получил желаемого результата и даже наоборот. Традиционные губернаторские СМИ как были малопопулярны, так ими и остались вопреки широко разрекламированному обновлению и повышению качества продукции. В итоге вся их агитация на выборах в Екатеринбурге оказалась бесполезной для политических целей губернатора, если не сказать — вредной.
Новые же медиа-приобретения губернаторской команды в сфере интернет-СМИ не окупили затрат — создаваемый там образ губернатора граничит с карикатурностью, а реальной пользы в борьбе с политическими оппонентами они не приносят. Кроме того, все сделки по покупке медиа-активов были организованы неумело и скандально, и в итоге вместо дополнительного медиа-влияния губернатор получил новые проблемы: весь губернаторский медиа-пул «засвечен» и работает настолько топорно, что любые попытки разыграть какие-то сложные партии и создать интригу вызывают только недоумение.
Скандалы, связанные с покупками ряда медиа-активов, стали едва ли не главным фоном губернаторства Евгения Куйвашева, и хуже того, именно на волне организованных его окружением медиа-скандалов он несколько раз оказывался в центре внимания российских и даже мировых СМИ, причем, разумеется, далеко не в лучшем свете.
Итогом всех этих процессов стал сигнал элитам: губернатор слаб, он не может решить даже свои проблемы, и уж тем более не может помочь в решении чужих. Следовательно, его можно не брать в расчет. Режим слабого губернатора сложился: все учатся жить так, как будто во главе области вообще никого нет, ну или этого человека можно достаточно успешно игнорировать.
Слабакам тут не место
Урал — суровый край, и проверку на прочность любой губернатор здесь проходит ежедневно. Для Куйвашева такие проверки уже начались. Например, проверяют его силовики. За последние недели полиция приходила с обысками сразу к нескольким союзникам губернатора. Сначала они обыскивали «Пневмостроймашину», принадлежащую семье депутата Анатолия Павлова, который в Заксобрании считается сторонником Куйвашева. Затем началась проверка в «Свердловскавтодоре», возглавляемом ставленником губернатора Дмитрием Рыбиным, которого Куйвашев вызвал из Тюмени.
Свою атаку начали и депутаты. На этой неделе трое парламентариев начали сбор подписей за импичмент Куйвашева. Пока из 17 необходимых подписей есть только 4, но это не так и важно — раньше слово «импичмент» в Свердловской области вообще не звучало, теперь же о нем говорят открыто. В любом случае, это еще один медиа-повод, работающий против губернатора. Вполне можно ожидать, что вслед за этим депутаты начнут торпедировать губернаторские инициативы — например, программу управления госсобственностью или даже бюджет.
По имеющимся сведениям, в эту игру уже включился и крупный бизнес. Местным олигархам слабый губернатор даже выгоден — при таком режиме они смогут решать свои проблемы напрямую с Москвой, не утруждая себя согласованиями на местах и учетом интересов губернатора и его окружения. У финансово-промышленных групп появилась возможность упрочить свое положение на Урале — для этого нужно лишь воспользоваться слабостью Куйвашева и провести своих ставленников на ключевые посты. Тем более, что кадровые перестановки, судя по всему, неизбежны.
Кадры решают все
Начинать отставки в областной власти следовало сразу после выборов — но этого не произошло: вероятно, у Куйвашева не хватило сил даже на это. Пауза затянулась сверх всякой меры и даже родилась шутка, что губернатор настолько слаб, что не решается уволить своих подчиненных, опасаясь дополнительных проблем.
Однако несколько недель спустя (как говорят, под давлением Москвы) все-таки был отправлен в отставку одиозный замглавы губернаторской администрации Алексей Багаряков — один из немногих людей, которому Куйвашев доверял лично. Именно это личное доверие позволяло Багарякову удерживать свой пост несмотря на очевидные провалы своих авантюр.
Судя по данным из самых разных источников, вскоре Куйвашеву предстоит расстаться и со вторым доверенным лицом — вице-губернатором и главой своей администрации Яковом Силиным. Проблема лишь в том, что даже замена Силина вряд ли что-то изменит в сложившемся режиме — сам по себе Яков Петрович уже давно не влияет ни на что, кроме аппаратных игр в своем окружении.
Сейчас у Куйвашева есть четыре варианта.
Первый: назначить на политически значимые должности людей из старой свердловской гвардии, уже занимавших высокие посты. Но это только теория, а на практике трудно даже представить себе, кто это может быть в данных условиях. Но в любом случае все эти люди не являются представителями команды Куйвашева, они будут играть в свою самостоятельную игру, и элита сразу начнет ориентироваться на них. Губернатор вновь окажется третьим лишним.
Второй вариант — назначить на ключевые политические посты лично преданных людей (активно обсуждается карьерный рост уже введенных в областную власть вице-премьеров Азата Салихова и Валентина Грипаса). Однако это весьма опасный путь: личного влияния губернатора слишком мало, чтоб заставить региональные элиты адекватно воспринять совершенно неизвестных им персон. Любой такой выдвиженец сразу станет объектом нападок, и, по большому счету, все удары по нему будут бить по Куйвашеву (как это было с руководителем мишаринской администрации Вячеславом Лашманкиным). Назначение «тюменцев» лишь подтвердит: в Свердловской области Куйвашеву не на кого опереться — и мобилизует местные элиты против губернатора.
Третий вариант, который в теории можно считать самым правильным — назначение на пост главы администрации губернатора некоего свердловчанина, который был бы знаком элите, но при этом предан Куйвашеву — кажется сейчас самым утопичным. Где искать такого человека и есть ли он вообще, сказать не берется никто.
Остается четвертый, самый грустный для губернатора вариант: отдать все влиятельные посты в регионе ставленникам местных силовых и экономических групп влияния, сохранив за собой лишь небольшую сферу личных интересов и ритуальные функции. Этот вариант — самый предпочтительный для областных элит и самый простой в реализации. Конечно, группы влияния за такую «помощь» потребуют себе тех или иных преференций и ресурсов, и отказать им будет уже нельзя. Согласится ли на это губернатор добровольно или такое решение будет ему навязано, в любом случае, это введет область в совершенно иной режим управления — режим слабого неавторитетного и невлиятельного губернатора.
Даже если Куйвашеву удастся сохраниться в качестве губернатора и получить от президента санкцию на легализацию себя через выборы, его ждут очень трудные времена и невероятно сложная избирательная кампания. Отсутствие эффективной команды ярче всего проявляется именно на выборах, и какова команда Куйвашева в деле, область уже могла увидеть на примере кампании в Екатеринбурге.
Пока же Куйвашев остается в одиночестве. Режим слабого губернатора де-факто уже сложился, и сколько бы он ни продлился, бесследно для Свердловской области он не пройдет: любому следующему губернатору доказывать свою силу придется еще труднее и дольше, чем это было раньше.
Федор Крашенинников
Алексей Шабуров
«Политсовет»
Другие публикации
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.