C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Свалка юридического мусора. Поправки ничего не меняют по сути, просто дискредитируя Конституцию»
9.03.2020
«В Госдуму поступили поправки президента России Владимира Путина ко второму чтению законопроекта об изменении Конституции, который он сам же внёс в нижнюю палату парламента в конце января. По итогам месяца публичных консультаций президента с народом получился 24-страничный документ, в котором часть прежних предложений Путина переписана и добавлено несколько новых статей, где нашлось место Б-гу, уважению к защитникам Отечества, памяти предков и прочим традиционным ценностям.
Для согласования поправок 22 апреля планируется провести общероссийское голосование, на организацию которого будет потрачено не меньше 14 млрд рублей, согласно распоряжению Путина. Впрочем, источники в регионах говорят, что будут и дополнительные расходы, связанные с мероприятиями для привлечения внимания к голосованию. Высокопоставленный источник в одном из региональных правительств говорит о 250 млн рублей как о примерной сумме расходов. Источники финансирования не определены, неофициально в региональных правительствах говорили в том числе о возможном привлечении средств градообразующих предприятий.
Сущностные поправки: повторение пройденного
Все 32 поправки в Конституцию, предложенные Владимиром Путиным, можно разделить на две категории: те, которые, скорее, обозначают государственную идеологию и явно понравятся части избирателей, и те, которые действительно что-то меняют в системе права. Последние, правда, во многом повторяют уже существующие нормы, иногда в них есть прямые ссылки на действующие федеральные законы.
Например, в статье 67 Конституции появляется новый пункт: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Последнее уже закреплено в Уголовном кодексе, который в статье 280.1 от декабря 2013 года устанавливает ответственность за публичные призывы, направленные на нарушение территориальной целостности страны - за них можно получить четыре года тюрьмы, а за сами действия гораздо больше, в зависимости от того, как эти действия квалифицирует следствие.
В 69 статье Владимир Путин предлагает закрепить, что «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом». Обязательство поддерживать соотечественников вне России страна взяла на себя ещё в 1994 году - тогда был издан соответствующий указ президента, а потом подкрепила его постановлением правительства от 1996 года и федеральным законом от 1999 года.
Даже предложение Путина закрепить важность «защиты института брака как союза мужчина и женщины», а также обязанность совершеннолетних детей заботиться о родителях уже есть в законах РФ.
Первое зафиксировано статьей 12 Семейного кодекса - согласно ей, для заключения брака «необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак», и эта строчка, по сути, исключает однополые браки. Забота о родителях регулируется статьей 87 Семейного кодекса: по ней трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи.
Другие значимые поправки также есть в текущем законодательстве: обязанность устанавливать МРОТ на уровне прожиточного минимума закреплена статьей 133 Трудового кодекса; обязанность индексировать пенсии не реже раза в год – в статье 17 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ограничения для членов правительства и федерального собрания на иностранное гражданство и счета в иностранных банках также прописаны в соответствующих законах. Нигде не прописано то, что федеральные органы власти могут размещаться не только в Москве, но и в других городах. Однако запрета на это в законодательстве нет - Конституционный суд без проблем размещается в Санкт-Петербурге - и предложение Путина решать это отдельными федеральными конституционными законами скорее усложнит этот процесс, чем создаст новые возможности.
Как полагает политолог Александр Кынев, все эти предложения не окажут никакого влияния на жизнь большинства граждан. «Часть поправок - это исключительно декларационно-символические вещи. О них можно спорить до хрипоты, переругаться, но выйдешь на улицу - и там ничего не поменялось. Другая часть - это нормы, которые уже есть в законодательстве, но их хотят ещё и прописать в Конституции.
Там всё и так уже зарегулировано, и таким образом пытаются только усложнить отмену этих норм в дальнейшей перспективе.
Новые для Конституции и сущностные вещи - это усиление влияния президента, резкое ослабление судебной системы и ослабление местного самоуправления. Но они остались таким же, какими их приняла Госдума в первом чтении, новые поправки этого никак не меняют», - считает Кынев.
«Исключительно декларационно-символические вещи»
Вторая часть поправок - это сборник прокламаций, которые обсуждались последний месяц всеми подряд, от патриарха Кирилла до Елены Исинбаевой. Большинство из них прописаны одной большой статьей 67.1, которую президент хочет поместить в раздел о федеративном устройстве страны. Здесь Путин пишет, что «дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации», что страна является «правопреемником Союза ССР», что она «чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды» и, кроме того, Россия, «объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». В соседней статье 68 Путин также напоминает, что признанный государственным русский язык - это «язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».
Все эти вещи вызывают только вопросы. О каком Б-ге и каких идеалах идет речь? Чьи дети являются достоянием - все в мире или только родившиеся у граждан России?
Как быть с тем, что в преамбуле Конституции написано, что «мы, многонациональный народ Российской Федерации», то есть один народ, а в новой статье мы уже «многонациональный союз равноправных народов», но русский народ - государствообразующий? Считать ли военных - участников сирийской операции - защитниками Отечества? И если да, то чьего отечества и от чего?
И дальше эти вопросы только множатся. В ещё одной новой статье говорится, что в России «обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнёрство, экономическая, политическая и социальная солидарность». С кем именно нужно обеспечить «политическую и социальную солидарность» - с Владимиром Путиным или с кем-то ещё?
Является ли отказ от голосования за «Единую Россию» протестом против политической солидарности, которая вот-вот станет конституционной нормой?
На эти вопросы ответа нет: их не даёт ни сам президент в поправках, ни его пресс-секретарь Дмитрий Песков, который советует обращаться со всеми вопросами к специальной рабочей группе, хотя поправки в Госдуму вносила не она, а всё-таки Владимир Путин.
И маловероятно, что ответы появятся в ближайшем будущем: Песков заявил, что поправки Путина править никто не будет. «Вопрос в том, зачем городить огород, предлагая поправки, которые ничего не меняют по сути и придают процессу скандальность, просто дискредитируя Конституцию. Туда можно все что угодно вставить: количество касс в „Пятерочке“, оливье, пельмени. Зачем? Наверное, это попытка привлечь какие-то узкоцелевые группы, для которых эти поправки имеют какое-то значение. Активно верующих, любителей каких-то исторических ценностей и так далее. Но у людей умеренных взглядов это вызовет скорее удивление, сарказм и неприятие. Если спросить: „Зачем нужны эти поправки?“ - львиная доля людей не сможет ответить зачем. Ясности от нового проекта нет. Рассчитывать на рост явки на голосование при этом не приходится», - полагает политолог Александр Кынев.
Он отмечает, что в текущем тексте поправок изначально заложен конфликт с «неизменными» главами Конституции. Это касается тезисов о превосходстве российской Конституции над международным правом и вхождения местного самоуправления в систему «публичной власти» - хотя по всем международным практикам, которые Россия уже признала и ратифицировала, МСУ от системы исполнительной власти должно быть отделено. «Для этого нужно это как-то укрепить и подложить под сомнительный юридический базис некий намёк на общественную легитимность. Для этого нужна явка. Но как это легитимизировать, если даже сама власть не может объяснить, зачем нужен этот проект?
Если для сохранения Путина, то нужно так и сказать, „голосуйте за сохранение Путина“. Но он вроде говорит, что не собирается оставаться президентом. Тогда зачем? За два месяца никто во власти внятного ответа на этот вопрос не дал.
Сейчас мне кажется, что они сами себя перехитрили и настолько увлеклись проектом, что получилась карнавализация всей этой истории. Вроде бы государство заинтересовано, чтобы Конституцию уважали и гордились ею, но как уважать то, что из этого получилось?» - считает Александр Кынев.
Эксперт также сомневается, что появление в Конституции Бога, человека труда, Советского Союза и прочих традиционных ценностей как-то повлияет на общественную структуру и возвысит консерваторов над другими гражданами. «Если это попытка поставить какие-то архаичные идеи выше норм закона - ну, пусть. Но окружающий мир постоянно меняется. Посмотрите на развитые, развивающиеся страны - вся архаика, которая двадцать лет назад казалась незыблемой, очень быстро уходит, меняется общественная структура, представления о том, что можно, а что нельзя. И многие запреты умирают на наших глазах. Попытка опираться на прошлое, когда речь идет о будущем, тупиковая», - полагает Кынев.
По его мнению, усиление диссонанса между таким законотворчеством и тем, что реально происходит в мире, не усилит действующую власть, а ослабит её в долгосрочной перспективе: «Возможно, в этом есть бессознательное желание власти построить крепость со рвами и закрыть страну от интернета, „неправильных“ идей и „неправильных“ людей, оппозиции и так далее. Но это приведёт к тому, что шансы на долгую и счастливую жизнь Конституции, которая изначально имела в себе ряд проблем, со всем этим резко уменьшаются. И как только власть неизбежно поменяется (это лишь вопрос времени), встанет вопрос о принятии нового документа, в котором этого всего юридического мусора не будет. Как, возможно, и не будет той странной системы разделения властей с гиперпрезидентским режимом, которая существует сейчас. Власть в итоге лишь ускоряет смерть системы, а не защищает её», - цитирует эксперта издание «Знак.Ком».
Обзор от Ольги Смолиной
«Компромат-Урал»
Другие публикации
18.12.2024
Зачем Махонину Хлебников. Пермский Фонд капремонта кормит госконтрактами «своих»
Некоторое время назад губернатор Пермского края Дмитрий Махонин провёл первое заседание так называемой рабочей группы «Конкуренция и развитие конкурентных процедур в экономике», напоминает обозреватель редакции «Компромат-Урал». Прозвучавшие там громкие декларации полностью противоречат сложившейся в регионе порочной практике заключения госконтрактов с компаниями, связанными с чиновниками из близкого окружения Махонина. В качестве примера бывший депутат пермского Заксобрания Илья Лисняк, проживающий за границей и ставший главным оппонентом действующего губернатора, приводит региональный Фонд капремонта и его гендиректора Владимира Хлебникова. В Фонде практикуется коррупционная схема, заключающаяся в «отсечении» ненужных подрядчиков сначала путём отказа от авансирования и согласования внесения изменений в проектно-сметную документацию, затем – затягиванием подписания актов и перечисления оплаты за выполненные работы. В итоге контракты получают фирмы, пользующиеся покровительством самого Хлебникова, а также его зама Константина Савина, бывшего главного инженера Фонда Константина Горячих и действующего зампреда краевого правительства Андрея Кокорева, курирующего сферу ЖКХ. Речь идёт о таких компаниях, как «УралСтройАльянс», «МонолитЭнергоПром», «ЭкоСтройМонтаж» и др. «Придворные» подрядчики «осваивают» на бюджетных контрактах десятки миллионов рублей, при этом информация о договорах, как правило, не размещается на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что делает бесполезными механизмы публичного контроля. Нарушения в работе пермского Фонда капремонта неоднократно выявляли ФАС, Госжилнадзор, Контрольно-Счетная палата. В прошлом году в отношении сотрудников учреждения было возбуждено уголовное дело о служебном подлоге. Однако возглавляющему Фонд Владимиру Хлебникову удаётся избегать ответственности благодаря поддержке губернатора Махонина и родственным связям в Москве.
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.