C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Картели для карателей. ФАС и силовики получат ещё одну «резиновую» дубинку для преследования предпринимателей
12.11.2020
Правительство собирается ужесточить наказание за картельный сговор: соответствующие поправки в Уголовный кодекс уже внесены в Госдуму. Бизнес-омбудсмен Борис Титов серьезно обеспокоен — по его мнению, новая законодательная инициатива несет огромные риски для бизнеса. Он предупредил, что документ фактически запрещает бизнесменам заключать соглашения с кем-то из своих конкурентов: это может быть расценено как посягательство на конкуренцию...
Уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с предложением серьезно доработать «антикартельный» правительственный законопроект. Документ вызывает сильное беспокойство предпринимателей. Главная претензия — в серьёзном снижении установленных порогов уголовной ответственности за картели. Под этим словом понимается сговор между конкурентами по бизнесу, который может привести к искусственному росту цен и другим негативным последствиям.
«Поправки призваны уменьшить бремя доказывания», — объяснил антимонопольный экономист, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков. Чтобы понять суть изменений, нужно ознакомиться с особенностями антимонопольного законодательства.
Ответственность за картельный сговор прописана одновременно в законе о защите конкуренции и в Уголовном кодексе, но между ними есть существенная разница. В первом сказано, что наказуемым является само заключение недобросовестного соглашения независимо от того, привело ли это к негативным последствиям. В этом случае наказание назначают в соответствии со статьей 14.32 Кодекса об административных правонарушениях. Часто по таким делам проходят фирмы, принадлежащие одному собственнику и участвующие в государственных аукционах для искусственного завышения цены. Если значительного ущерба не возникло, компании получают штраф от 15 тысяч рублей (верхний порог часто зависит от суммы сомнительной сделки) и дисквалификацию. Гораздо более серьезное наказание за картели прописано в статье 178 УК «Ограничение конкуренции». Предприниматели могут получить до шести лет колонии, если картельный сговор с их участием привел к крупному или особо крупному ущербу, либо если они получили серьезную прибыль (свыше 50 миллионов рублей — в крупном размере или 250 миллионов — в особо крупном) от преступной схемы.
«По сути, эти поправки стирают разницу между административными делами по картелям, которых сейчас очень много, и уголовными делами, которых довольно мало», — рассказал Новиков. По его мнению, за этими предложениями стоят, прежде всего, амбиции ФАС, которая считает, что в России около половины государственных закупок (включая закупки госкомпаний) так или иначе связаны с картелями.
Кроме того, в поправках содержится новая формула расчёта прибыли, которые получают участники картеля. Эксперт отмечает, что на практике ущерб от них никто не считает, а для возбуждения уголовных дел следователи чаще всего обращаются к цифрам дохода, полученного участниками преступной схемы. При этом доход также нельзя определить однозначно. Новиков приводит пример абстрактной компании, которая закупает лекарства у производителя и перепродаёт их государству. «Встаёт вопрос — каков же мой доход как предпринимателя? Это 100 рублей, которые я получил от госзаказчика или это 10 рублей, которые у меня остались, когда я рассчитался с производителем лекарств? ФАС хочет записать в 178 статью УК, что доход — это все, что я получил от госзаказчика. Невзирая на себестоимость продукции и расчеты с поставщиками», — объясняет Вадим Новиков. По его словам, это очень простой и выгодный для стороны обвинения способ.
Первым предвестником того, что бизнес ждет серьезное ужесточение картельного законодательства, стало уголовное дело о закупках услуг по обслуживанию томографов в поликлиниках Самарской области. В июле 2019 года совладелец компании-дистрибьютора «СМТ» Сергей Шатило получил 3,5 года колонии, а бывшего замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна приговорили к трём годам заключения. Их признали виновными в ограничении конкуренции и покушении на создание картеля. До этого дела реальной практики по 178 статье УК практически не было, поэтому к процессу оказалось привлечено большое внимание.
Формулировка «покушение» вызвала недоумение как многих наблюдателей, так и адвокатов фигурантов. «Если раньше все спорили о том, как считать доход от картелей, то сейчас следователи сказали, что вообще совершенно неважно, чтобы вы хоть что-либо получили. Главное, что вы и хотели и могли, просто мы вас вовремя остановили», — отмечает Новиков. По его мнению, предложенные поправки могут привести к тому, что подобных «картельных» процессов станет гораздо больше. Самарское дело пока так и не завершилось: в июле 2020 года приговор фигурантам был отменен, а дело направили на новое рассмотрение. До окончания процесса, по-видимому, еще далеко: прокуратура настаивает на реальных сроках для Шатило и Навасардяна и подала жалобу на отмену приговора.
«Все это накладывается еще и на крайне низкое качество расследований. ФАС доказывает картели на основе свидетельств, далеких от того, что обычно можно встретить в уголовном процессе. Фактически ФАС говорит, что эти как-то конкуренты взаимодействовали: были в одном помещении, заходили в интернет с одного IP, у них есть какие-то пересечения. Это и есть вся доказательная база», — рассказывает антимонопольный экономист. По его словам, уже из этого делается вывод, что стороны заключили картельное соглашение, хотя это далеко не всегда бывает так, - отмечает автор издания «МБХ медиа» Евгений Снегов в материале «ФАС готовит коммерсантам тюремные камеры: как борьба с картелями может привести к новым уголовным делам».
Перспектива принятия спорных поправок пока не ясна. Новиков отмечает, что сохраняются хорошие шансы на то, что в итоге инициатива так и не будет одобрена Госдумой. Эта надежда связана, в том числе, с перестановками в руководстве самой ФАС: 11 ноября новым главой службы вместо Игоря Артемьева стал бывший вице-губернатор Петербурга Максим Шаскольский.
Редакция «Компромат-Урал» будет следить за движением скандального законопроекта. Мы на связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Николая Зенкова
«Компромат-Урал»
Другие публикации
30.01.2025
На рынке соседствующего с Уралом Казахстана сегодня складывается крайне тревожная ситуация, особенно в контексте биржевых торгов с нефтепродуктами, сообщают информированные читатели в редакцию «Компромат-Урал». В то время как цены на топливо продолжают расти без явных оснований, а государственные органы продолжают демонстрировать бездействие, ситуация выходит за рамки простых рыночных колебаний. Явно прослеживается влияние "старого Казахстана" - тех структур и групп, которые продолжают управлять ключевыми секторами экономики, несмотря на обещания реформ и перемен. На фоне этих процессов растет ощущение, что экономика продолжает оставаться в руках ограниченного круга лиц, несмотря на заявления о необходимости преобразований.
Торговля углём, сжиженным газом и другими нефтепродуктами через контролируемую "старой элитой" биржу АО «Евразийская торговая система» вырисовывает картину монополизации, где решения о росте цен принимаются без логики, а прибыль делится между «своими». Биржа, фактически подконтрольная старым элитам, остаётся вне контроля государственных органов, что позволяет ей продолжать действовать в интересах узкого круга. В результате рынок нефтепродуктов становится не только непрозрачным, но и уязвимым для манипуляций. Это также связано с продолжающимся взаимодействием с сомнительными иностранными компаниями, что лишь усугубляет ситуацию.
27.01.2025
«Кошелёк Медведева» Игорь Ханукович Юсуфов и его отпрыск Виталий боятся компромата
Скандально известный долларовый миллиардер Игорь Юсуфов, известный как «кошелёк» семьи Дмитрия Медведева, старательно удаляет из поисковиков Google и «Яндекса» ссылок на сайты, рассказывающие о его связях с бывшим президентом и его имуществе, выяснило издание «Вёрстка».
Сын Игоря Юсуфова Виталий подавал иск к изданиям «Проект» и «Медуза», а также YouTube.
Чтобы удалить ссылки на статьи о себе из «Яндекса» Юсуфов воспользовался законом о «праве на забвение». Теперь при поиске страниц, содержащих имя миллиардера «Яндекс» выдаёт дисклеймер, что «часть результатов поиска скрыта в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ».
Для того, чтобы воспользоваться «правом на забвение» Юсуфов должен был предоставить решение суда, подтверждающее ложность опубликованной информации. Вероятно, таким решением стало постановление по иску от Виталия Юсуфова, сына миллиардера, к изданиям «Проект» и «Медуза», а также YouTube.
В 2023 году Юсуфов-младший требовал от «Проекта» удалить текст о том, как его семья стала держателем тайного бизнеса и активов Медведевых. От YouTube требовалось удалить видео-версию расследования, а от «Медузы» — перепечатку материала. В августе 2023 года суд отказал истцу. Однако, как обнаружила «Вёрстка», в марте этого года суд апелляционной инстанции пересмотрел решение в отношении «Проекта» и обязал издание удалить статью и выпустить опровержение.
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).