C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
УралВагонСхематоз. Журналисты и контрагенты изобличают руководство УВЗ в финансовых манипуляциях
2.03.2021
Гигант отечественного машиностроения всё больше напоминает чёрную дыру для шальных денег. Дошло до того, что оборонные заводы начали раздавать «коммерческие кредиты» под бешеный процент. СМИ узнали об этом, когда попытались разобраться в претензиях оборонного холдинга к небольшому учреждению из третьей сотни российских банков. «Административный ресурс управленцев с УВЗ, точнее – их покровителей на верхних этажах «Ростеха», по всей видимости, обеспечивает уральскому холдингу любые судебные решения.
В понедельник, 1 марта, в Арбитражном суде Московского округа продолжился спор между АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, дочерняя структура «Ростеха», директор Александр Потапов) и АО «Народный банк». В мае прошлого года УВЗ отсудил у банка 131 млн рублей – сумму обеспечения по гарантии АО «НПО «Мир» и неустойку. Решение, обстоятельства принятия которого порождают целый ряд вопросов, устояло в апелляции. На очереди – рассмотрение кассационной жалобы.
Представители банка считают, что суды грубо нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ. И если принять во внимание их позицию, трудно удержаться от предположения, что крупный оборонный концерн мог оказывать давление на людей в мантиях.
«Без лишних формальностей»
Как иначе объяснить тот факт, что при рассмотрении дела в первой инстанции ответчик, по сути был лишён права на защиту? 25 мая 2020 года в Арбитражном суде Москвы было назначено предварительное судебное заседание по иску «Уралвагонзавода» к банку. «Мы даже не знали, на чём основаны их требования, копия иска в банк не поступила. Банк не мог сказать, его эта гарантия или нет», – высказывает мнение о происходящем бывший председатель правления АО «Народный банк». По его словам, ответчик ходатайствовал о предоставлении времени для ознакомления с иском. Однако суд посчитал это требование необоснованным и открыл предварительное заседание.
Более того, сразу после этого, в отсутствие представителей банка, суд решил перейти к рассмотрению дела по существу. Результат – решение взыскать с АО «Народный банк» в пользу УВЗ 131 млн рублей. При этом, насколько можно судить, в деле попросту отсутствует определение суда о назначении основного судебного заседания.
Достоверность подписей на документах, которыми «Уралвагонзавод» обосновал свои требования, по словам очевидцев, исследована не была. Не прозвучали и вопросы о том, каким образом государственное предприятие сумело превратить аванс по госконтракту в коммерческий кредит под 70% годовых. Как такое может быть?
«УралВагонПроцент»
Вполне вероятно, что участие представителей АО «Народный банк» в суде первой инстанции могло сделать публичными нюансы той схемы, которую юристы УВЗ разработали для взаимодействия с подрядчиками и поставщиками завода. Начало комбинации выглядит вполне обычно: «Уралвагонзавод» получает прямое госфинансирование на закупку нового оборудования, проводит тендер и выбирает поставщика станков. Дальше начинается самое интересное. Условия госконтракта предполагают авансовые платежи со стороны заказчика. Юристы УВЗ вносят в условия договора хитрую формулировку о том, что в случае неисполнения контракта в срок, аванс считается коммерческим займом по ставке более 70% годовых!
Когда договор подписан, остальное – дело техники. Судя по всему, «Уралвагонзавод» перечисляет аванс со значительным опозданием, фактически лишая поставщика возможности вовремя исполнить свои обязательства. На письма поставщика в сторону УВЗ никто не отвечает или отвечает с большой задержкой; согласования поставок длятся бесконечно; на место одних ответственных работников УВЗ приходят другие; все процессы затягиваются, что ещё сильнее усложняет своевременную поставку оборудования. В итоге заказчик, даже в случае незначительной просрочки, начинает начислять пени и штрафы по ставке 70% годовых, причём начиная со дня выдачи аванса. Легко догадаться, что проценты по такому «коммерческому займу» значительно превышают саму стоимость контракта на поставку оборудования. Поскольку поставщик не просто не в состоянии выдержать такие поборы, представители «Уралвагонзавода» предъявляют гарантию в банк поставщика.
Говорят, по этой причине большинство российских банков уже внесли УВЗ в «чёрный список» заказчиков, получить гарантию для работы с которыми компаниям весьма непросто. Но в самом оборонном холдинге такие комбинации, по-видимому, воспринимают, как способ поднять финансовые показатели и увеличить премии топ-менеджеров. Зачем повышать эффективность производства, оптимизировать расходы предприятия, когда есть такая простая и незатейливая схема?
«Куй железо, не отходя от кассы»
В этой истории есть и ещё одно важное обстоятельство. В июле прошлого года у «Народного банка» была отозвана лицензия. Сейчас он находится в процедуре банкротства под управлением временной администрации и «Агентства по страхованию вкладов». Соответственно, взыскание 131 млн рублей в пользу УВЗ возможно только из конкурсной массы. И вряд ли эта процедура не затронет интересы других кредиторов АО «Народный банк», но руководство оборонного гиганта, скорее всего, не думает о таких «мелочах».
События, о которых мы рассказали выше – всего один из эпизодов большого судебного противостояния между «Уралвагонзаводом» и кредитными учреждениями, в том числе государственными. Мы помним прошлогодний скандал, когда «дочка» «Ростеха» решила судиться со Сбербанком и КБ «Индустриальный сберегательный банк», пытаясь получить деньги по банковским гарантиям за уже выполненные работы. В прессе вокруг этих процессов звучали слова о, по всей видимости, поддельных документах. А в самих судебных заседаниях – предположения о недобросовестных действиях УВЗ, который пытался получить необоснованное вознаграждение.
Мотив в этих действиях, безусловно, есть. В августе 2016 года «Версия» подробно писала о том, как при предыдущем руководителе оборонного холдинга (речь идёт об Олеге Сиенко – прим. «Компромат-Урал») он скатился в долговую яму. С тех пор вряд ли что-то принципиально изменилось. В ноябре «Уралвагонзавод» едва ли не возглавил список государственных предприятий, которые скрывают значительную часть информации в своих ежеквартальных отчётах. За пару месяцев до этого финансовые трудности вынудили УВЗ перевести персонал на неполную рабочую неделю, а также сократить расходы на спортклуб «Спутник» и другие спонсорские проекты.
Судебная активность оборонного холдинга в отношении банков усилилась задолго до этих событий. Кто-то скажет, что государственное предприятие следует спасать любой ценой. Но неужели сомнительные схемы менеджмента УВЗ оправдывают манипулирование правосудием?
Сможет ли кассационная инстанция восстановить законность или решения принимаются только в пользу УВЗ, вопреки вопиющим процессуальным нарушениям, допущенным судами первых двух инстанций?» - пишет издание «Наша версия» в материале под заголовком «Право сильного – самое большое бесправие».
На момент подготовки этой публикации редакции «Компромат-Урал» стало известно, что 1 марта 2021 года кассационная инстанция не смогла определиться с окончательным вердиктом. Председательствующая на заседании Арбитражного суда Московского округа Ольга Каменская постановила отложить резонансное разбирательство на 1 апреля. Кого рассмешат, а кого огорчат новости из зала суда в День дурака?
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием скандала и остаётся на связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Тему курирует Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»
Другие публикации
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).
14.01.2025
Россия продолжает переживать ужасающие последствия экологической катастрофы в Чёрном море. Учитывая, что черноморское побережье – единственное в нашей стране место для массового морского отдыха, эти страшные события задевают миллионы россиян. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239", произошел разлив топлива. По последним данным Минтранса РФ, при крушении танкеров были повреждены четыре танка с нефтепродуктами, в море попало около 2,4 тыс. тонн мазута. Нефтепродукты также вынесло на берег. Введены режимы ЧС регионального характера в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, также действует федеральный режим ЧС.
О крушении “Волгонефть 212” и “Волгонефть 239” сказано уже много. Причинами указаны и плохие погодные условия, и ужасное техническое состояние танкеров, и т.д. Для предотвращения подобных «причин» предусмотрен специальный механизм госконтроля, он называется “Государственный портовый контроль” . Его обязанностью является контроль за выполнением законов и распоряжений по торговому мореплаванию. Контроль осуществляется инспекциями Портового контроля (надзора), который возглавляется начальником инспекции - капитаном порта. В целях обеспечения безопасности мореплавания инспекция Портовый надзор производит контроль за подготовкой судна к выходу в море, его мореходностью, снабжением и укомплектованием.
Это в идеале, как должно быть, но в современной России, с её зашкаливающим уровнем коррупции, “Государственный портовый контроль” превратился в инструмент зарабатывания денег капитаном порта и его приближенными.
7.01.2025
Чемезов закусит Струковым. «Ростех» готовится «силовым вариантом» поглотить «Южуралзолото»
Госкорпорация «Ростех», возглавляемая давним путинским другом Сергеем Чемезовым, в обозримой перспективе, судя по всему, готовится войти в состав совладельцев «Южуралзолото Группа компаний», пока ещё подконтрольной вице-спикеру Законодательного собрания Челябинской области Константину Струкову.
Информацию о потенциальном варианте «поглощения» подтверждают сразу несколько источников, цитируемые редакцией «Компромат-Урал», указывая на длительные переговоры, и собеседники, близкие к самой госкорпорации. При этом получение части доли ЮГК активом, связанным с «Газпромбанком», инсайдеры называют не «сдерживающим фактором», а лишь временной отсрочкой, причем «с ростом рисков для самого Струкова».
Решение финансистов собеседники связывают с обязательствами золотодобытчиков на более чем 15 миллиардов рублей. Дальнейший ход событий, как заявляют источники, возможен в нескольких сценариях: от новых проверок, которые создадут дополнительное давление на компанию, до «попросту национализации» по примерам других активов на Южном Урале или оформления ранее достигнутых договоренностей. Параллельно обсуждается интерес «Ростеха» и к другим крупным промышленным активам в регионе, а пока ЮГК «остаётся центром пересечения интересов ряда значимых игроков», что обещает «неспокойные времена» для бизнеса и ряд новых договоренностей, но уже, вероятно, «совсем в другом формате для текущего бенефициара».