C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Рогозин летает – заводы Роскосмоса загибаются: почему протестуют рабочие в Усть-Катаве

5.03.2019
14 февраля в городе Усть-Катав Челябинской области рабочие градообразующего предприятия, подчиненного Роскосмосу, прекратили работу и устроили стихийный митинг из-за сокращения зарплат. По данным Радио Свобода, разброс окладов на местном вагоностроительном заводе гигантский: от 7 до 250 тысяч рублей.
Руководство Роскосмоса и власти Челябинской области обещают обеспечить завод заказами и снять социальное напряжение. Одной из проблем завода стала политика усиления влияния в регионах, которую проводит мэрия Москвы.
Бизнес-джет и голый оклад
Усть-Катав – 22-тысячный промышленный город на Южном Урале в 260 километрах от Челябинска. Усть-Катавский вагоностроительный завод – градообразующее предприятие, на нем сейчас работает четверть горожан. Завод существует с середины XVIII века, первый трамвай в Усть-Катаве собрали в 1901 году. С 1960-х годов завод выполняет заказы для нужд космической индустрии, сейчас является филиалом Научно-производственного центра имени Хруничева, ключевого предприятия Роскосмоса. По этой причине завод выпускает как трамваи, так и космическую продукцию.
В 2018 году за Владимира Путина проголосовали 66 процентов жителей Усть-Катава, явка – 70 процентов. Но вот уже вторую неделю одно из самых популярных видео в местных соцсетях – отрывок из Youtube-программы Алексея Навального. В этом ролике Навальный пересказывает историю с инспекцией, которую в начале февраля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин провел в Челябинской области, посетив предприятия госкорпорации в Миассе, Усть-Катаве и Златоусте. Поездка Рогозина и его подчиненных из Роскосмоса стоила 6 миллионов рублей, поскольку, по данным Навального, был нанят бизнес-джет и вертолет для того, чтобы все они могли добраться в Челябинскую область из Москвы.
Через несколько дней после этого, утром 14 февраля, рабочие Усть-Катавского вагоностроительного завода прекратили работу и собрались у заводской проходной на стихийный митинг: 13 февраля они получили январскую зарплату, и им выдали только оклад, без премии.
Питаемся с огородов
Жители Усть-Катава рассказали, что за последние годы зарплата в городе не росла, а снижалась.
– Работаю сутки через трое, потому в день митинга отдыхал и на нем не был. Получаю 12 тысяч рублей, средняя на заводе – тысяч 15–16. Работаем, ждем заказа от губернатора на трамваи, – сдержанно рассказывает Николай.
– Работы в городе нет, зарплаты на заводе маленькие. Многих посокращали, многие сами ушли. Если оклад добавляют, то премию снижают, и получается, зарплата ещё меньше, чем была. По словам моей бывшей коллеги, "если я пять лет назад получала 20 тысяч рублей, то сейчас, после "добавок", получаю 15 тысяч". 10 лет назад, когда я ушла с завода, я получала 20 тысяч рублей, сейчас было бы меньше. При СССР завод богатым был… Теперь молодежь, кто со специальностью, уезжают в Челябинск, Уфу либо на Север по вахте, – рассказывает пенсионерка Раиса.
Прокуратура Челябинской области уже заявила, что не видит нарушений в том, как рабочим завода начисляется зарплата.
– Проработал около 15 лет на заводе и уволился год назад, так как зарплата стала падать. Работал в литейном цеху чистильщиком металла, зарплата была около 18–20 тысяч. Это очень мало для горячего цеха. Настроение у людей, работающих на заводе, не очень. Все чего-то ждут, надеются на улучшение ситуации. Если бы руководство не воровало, а занималось заводом, завод бы ожил, – рассказывает житель Усть-Катава Олег.
Один из недавних директоров усть-катавского завода, Павел Абрамов, получил три года колонии из-за того, что организовал невыгодную для предприятия схему реализации трамваев; ещё один, Игорь Комаров, в спешном порядке был уволен из-за того, что не смог набрать необходимое количество заказов, которые позволили бы удержать предприятие на плаву.
– Как мы живем? У многих свои огороды, соленья, варенье и картошка своя, ну и родители-пенсионеры помогают, хотя должно быть наоборот. Трамвайное производство стоит, завод живет за счет заказов от Роскосмоса. В улучшения на заводе не верится: у нас такие дорогостоящие станки в цехах стоят, а рабочие на них копеечные заказы делают. Не верится, что если за столько лет не нашли хороших заказов, то теперь вдруг они появятся. На митинг вышел почти весь завод. Народ требовал сменить председателя профсоюза и уволить госпожу Сорокину (менеджера, отвечающего на заводе за зарплату), но они остались на своих местах, – рассказывает Ольга, работник завода.
По словам источника, знакомого с ситуацией, в январе этого года Татьяна Сорокина получила задание "сэкономить на зарплате" и предложила выплатить одни оклады. Источник также передал Радио Свобода ведомость с окладами работников завода за январь 2019 года. Из неё следует, что оклад самой Татьяны Сорокиной – 31716 рублей. У многих рабочих в ведомости за январь оклад обозначен всего в 2–4 тысячи рублей или даже меньше.
По данным источника, речь идет о тех, у кого сдельные контракты: реальный их доход выше. Средний же оклад рабочего – от 7 до 15 тысяч рублей. Представители руководства завода получают оклады в десятки тысяч рублей. Самый большой оклад на предприятии – 250 тысяч.
По словам собеседника, в начале недели заводчане получили аванс, и он оказался примерно на тысячу рублей больше обычного.
Трамвайная дипломатия
Протесты заводчан произвели впечатление и на Роскосмос, и на власти Челябинской области. Когда Радио Свобода обратилось за комментарием к руководству завода, те рекомендовали ознакомиться с пресс-релизом, подготовленным Центром им. Хруничева. В нем говорится о грядущем повышении доходов усть-катавских рабочих за счет увеличения и космических, и трамвайных заказов.
Также после митинга стало известно, что еще 11 февраля Рогозин попросил губернатора Челябинской области купить новые трамваи в Усть-Катаве. Речь идет о покупке более 100 новых вагонов, и это, по расчетам заводской дирекции, плотно загрузит предприятие более чем на год.
Похоже, власти Челябинской области склонны послушать Роскосмос.
– Последний трамвай в Усть-Катаве изготовили весной прошлого года. Финансовый план предприятия – примерно 50 на 50 госзаказ и гражданская продукция, трамвайное производство. Госзаказ они исправно отрабатывают, он у них есть, а по гражданскому производству они не набрали необходимого количества контрактов. Когда был визит руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина в Челябинскую область, этот вопрос тоже рассматривался. Рогозин обратился с просьбой к губернатору, чтобы мы рассмотрели возможность сделать заказ под изменение транспортной модели Челябинска, которую мы намерены реализовать в ближайший год, – рассказывает Сергей Смольников, министр экономического развития Челябинской области и руководитель дирекции по подготовке Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС в 2020 году.
– Закупка обновленного трамвайного парка планируется, и не только в Челябинск, но и в Златоуст, и в Магнитогорск, где у нас есть трамвайная сеть. В следующем году у нас саммиты ШОС и БРИКС, мы хотели бы обновиться, в частности, по Челябинску, но решения, когда будет проводиться конкурс, пока ещё нет. Саммиты будут летом 2020 года, до этого времени мы должны эту закупку провести, – говорит Дмитрий Федечкин, начальник управления пресс-службы правительства Челябинской области.
Цена одного трамвая может составлять несколько десятков миллионов рублей, но это также и очень долговечный транспорт. Трамваи в России производят всего несколько заводов, это очень узкий рынок, рассказал Павел Яблоков, редактор издания "Транспорт в России". Основным городом, закупающим новые трамваи, сейчас является Москва. Конкурсы на поставку трамваев в столицу выиграли конкуренты Усть-Катава.
При этом в Москве много старых, но вполне работоспособных трамваев, рассказывает Яблоков. Москва безвозмездно их дарит в регионы. И это выгодно для московской мэрии: соглашения о передаче трамваев Собянин подписывает с главами регионов, это повод для дружественной коммуникации московских властей с чиновниками по всей России, отмечает эксперт. В результате регионы не покупают новые трамваи, и это бьет по предприятиям вроде усть-катавского завода.
Москва действительно недавно дарила трамваи Ульяновску, Череповцу, Омску, Иркутску, Орску, Новотроицку и другим городам, отмечает издание-первоисточник.
Обзор выполнил Николай Зенков
«Компромат-Урал»


Другие публикации
10.02.2025
В последние дни в СМИ обсуждается скандальный приговор, вынесенный бывшему следователю Следственного комитета РФ Артёму Фазлетдинову за фабрикацию уголовного дела. Этот персонаж известен аудитории проекта «Компромат-Урал», в разное время наша редакция опубликовала несколько эксклюзивных материалов о господине Фазлетдинове.
30 января 2025 года в Белорецком межрайонном суде Башкирии под председательством судьи Анны Трофимовой вынесен приговор экс-заместителю руководителя Белорецкого межрайонного следственного отдела и адвокату Кировского районного филиала БРКА Артёму Фазлетдинову. Суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 286 и частью 3 статьи 159 во взаимосвязи со статьей 30 УК РФ.
Согласно приговору, Фазлетдинову назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Кроме того, ему запрещено занимать должности в органах власти и правоохранительных органах, а также он лишён звания капитана юстиции. В момент провозглашения приговора он взят под стражу.
Предыстория уголовного дела против Фазлетдинова началась 2 мая 2023 года, когда Следственным управлением СКР по Башкортостану было возбуждено уголовное дело. Фазлетдинов проходил службу в СКР с 2014 по 2021 годы. 8 февраля 2018 года, находясь в здании Белорецкого межрайонного следственного отдела, он составил и зарегистрировал подложный рапорт о якобы преступных действиях Рамиса Даньянова, руководствуясь личной неприязнью. В этом документе тогдашний следователь Фазлетдинов указал заведомо ложные сведения о том, что Даньянов, находясь в Белорецком межрайонном следственном отделе, оскорбил его нецензурными выражениями.
4.02.2025
Недавно Александр Дюков, известный своей скандальной репутацией и являющийся председателем правления госкомпании "Газпром нефть", был вновь переизбран президентом Российского футбольного союза (РФС).
Это произошло в третий раз, причем Дюков был единственным кандидатом на этих «выборах».
В этом нет ничего удивительного, особенно учитывая громкий скандал с его приятелем Сергеем Анохиным, который попал в СИЗО за дела со взятками. Напомним также, что еще два года назад Анохин работал в РФС, а Дюков входит в исполнительный комитет РФС с 2014 года, то есть эти двое тесно взаимосвязаны.
Хочется напомнить, что БК "Фонбет" – генеральный спонсор РФС. И вполне возможно, что Анохин, который уже начал давать показания следователям, может вырыть большую "яму" и для якобы непотопляемого Дюкова, который так горячо мечтает занять место Алексея Миллера в Газпроме.
Но и Александр Дюков вдруг заговорил: он "раскрыл" некие обстоятельства задержания Анохина.
"Задержание генерального директора букмекерской компании "Фонбет" Сергея Анохина не касается его деятельности во время нахождения на посту вице-президента Российского футбольного союза (РФС)", - заявил Дюков на пресс-конференции. - Больше информации нет, ведётся следствие. Давайте дождёмся его результатов".
Но, напомним, Сергей Анохин являлся вице-президентом и членом исполкома РФС с 2016 по 2022 гг., также работал в ФК "Химки", ФК "Строгино" и Федерации футбола Москвы.
Получается, многие годы Анохин и Дюков могли тесно пересекаться по футбольным делам и «решать вопросы»?
Почему же сегодня Дюков так стремительно уходит "в кусты"?
По всей видимости, Дюкову есть что скрывать?
30.01.2025
На рынке соседствующего с Уралом Казахстана сегодня складывается крайне тревожная ситуация, особенно в контексте биржевых торгов с нефтепродуктами, сообщают информированные читатели в редакцию «Компромат-Урал». В то время как цены на топливо продолжают расти без явных оснований, а государственные органы продолжают демонстрировать бездействие, ситуация выходит за рамки простых рыночных колебаний. Явно прослеживается влияние "старого Казахстана" - тех структур и групп, которые продолжают управлять ключевыми секторами экономики, несмотря на обещания реформ и перемен. На фоне этих процессов растет ощущение, что экономика продолжает оставаться в руках ограниченного круга лиц, несмотря на заявления о необходимости преобразований.
Торговля углём, сжиженным газом и другими нефтепродуктами через контролируемую "старой элитой" биржу АО «Евразийская торговая система» вырисовывает картину монополизации, где решения о росте цен принимаются без логики, а прибыль делится между «своими». Биржа, фактически подконтрольная старым элитам, остаётся вне контроля государственных органов, что позволяет ей продолжать действовать в интересах узкого круга. В результате рынок нефтепродуктов становится не только непрозрачным, но и уязвимым для манипуляций. Это также связано с продолжающимся взаимодействием с сомнительными иностранными компаниями, что лишь усугубляет ситуацию.