C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
ФСБ в шоке: Дубровский допустил Гаттарова к деньгам!
3.02.2016
Над Русланом Гаттаровым - одним из заместителей губернатора Челябинской области Бориса Дубровского – продолжают сгущаться тучи. Гаттаров до переезда в Челябинск несколько лет был представителем тогдашнего губернатора Михаила Юревича в Совете федерации. Как напоминает обозреватель проекта «Компромат-Урал», уже тогда опытные наблюдатели отмечали характеристики сенатора: показуха, высасывание PR-поводов и минимум профессионализма. Уход Гаттарова из совфеда произошел вскоре после скандальной отставки Юревича с поста губернатора (в Кремле уже не могли закрывать глаза на засилье коррупции на Южном Урале). Экс-сенатора пристроили в областное правительство замом нового главы региона Бориса Дубровского. И если раньше господин Гаттаров «ураганил», в основном, на медийном поле, то на местном уровне в его руках как высокопоставленного областного чиновника оказались какие-никакие бюджетные возможности, использование которых сопряжено с коррупциогенными факторами. Именно это обстоятельство, по данным редакции «Компромат-Урал», тревожит местных силовиков, особенно в челябинском представительстве ФСБ России. Так, в ведомстве Александра Бортникова обеспокоены тем, как Гаттаров курирует освоение бюджетных миллионов, выделенных на создание так называемого «электронного правительства».
«У ГЕНЕРАЛА ОТ УВИДЕННОГО ГЛАЗА НА ЛОБ ПОЛЕЗЛИ…»
Сотрудники ФСБ могут прийти с проверками к подчиненным Дубровского
В управлении ФСБ по Челябинской области заинтересовались государственными контрактами правительства Южного Урала в сфере информационных технологий. Речь идет о тендерах на развитие системы электронного документооборота и создание так называемого электронного правительства. Работы по внедрению новых технологий регион проводит уже несколько лет. Однако последние контракты, как сообщают источники в силовых кругах, вызывают у людей в погонах недоумение. Да и сами региональные чиновники не всегда понимают, на что тратятся деньги.
«Когда генерал АХРИМЕЕВ (справа) увидел цифры, у него глаза на лоб полезли…» |
О необходимости перехода на электронный документооборот в Челябинской области заговорили еще в 2010 году – тогда эта тема была заявлена на федеральном уровне. Современные технологии должны были ускорить работу чиновников, а также исключить из их работы бумажные носители, а, следовательно, хоть немного, но экономить на канцелярии. Но была у затеи и другая, более глобальная цель – исключить прямой контакт чиновников с заявителями услуг. Таким образом, предполагалось защитить общество от коррупции.
«Но по ходу реализации проект превратился в грандиозный “распил”», – констатировал сотрудник одной из фирм, когда-то помогавших внедрять электронный документооборот в органах власти.
Наш собеседник рассказывает: «По факту ни одна из целей, о которых говорилось в 2010-2012 годах, сегодня не реализована. Нет единой системы МФЦ (каждый такой центр работает сам по себе), не создан единый центр обработки данных, где должны были храниться все документы – отработанные и находящиеся в работе. Его существование позволило бы контролировать ход любого запроса в режиме онлайн. Много говорилось о переводе максимального количества услуг в цифровой вид, их стандартизации и создании единой среды оказания услуг органами власти. Но сегодня чиновникам подразделений, где введен электронный документооборот, приходится по сути выполнять двойную работу – готовить документы в бумажном виде и вводить в электронную базу данных. И так далее…»
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский неоднократно обращал внимание на необходимость создания электронного правительства. В частности, летом 2014 года на одном из совещаний, посвященных IT-технологиям, он поставил перед минсвязи региона «внутреннюю», организационную задачу, а именно – стать эффективным инструментом повышения системы управления в правительстве региона и других органах исполнительной власти. И речь в данном случае шла не только об электронном документообороте, но и о создании корпоративной системы управления всеми процессами. Для этого он поручил сосредоточить все средства, направляемые в органы исполнительной власти на развитие информационных и IT-технологий, в областном министерстве информационных технологий и связи.
Однако желаемого эффекта, а именно снижения коррупциогенного фактора за счет большей прозрачности принятия решений и контроля за их исполнением, достичь не удалось.
А в последнее время, когда куратором направления стал вице-губернатор Руслан Гаттаров, у правоохранителей стало появляться все больше вопросов к контрактам, которые заключают подведомственные ему структуры.
«Когда генерал Ахримеев (глава УФСБ по Челябинской области Игорь Ахримеев, – прим. ред.) увидел цифры и то, куда идут деньги, у него глаза на лоб полезли», – сообщает источник в правоохранительных органах.
К примеру, вопросы у силовиков вызывает заключенный в феврале прошлого года контракт ОГБУ «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий» с ПАО «Ростелеком» на услугу по обеспечению возможности использования компонента инфраструктуры электронного правительства на Южном Урале информационной системы «Система исполнения регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области». На аукционе компания «Ростелеком» получила право на оказание данной услуги за 1,7 млн рублей, а в апреле того же года провела свою закупку на аналогичную услугу и заключила контракт на 1,19 млн рублей с ООО «Ланит-Урал» (по данным базы СПАРК, владелец – Александр Михайлов). Иными словами, компании удалось найти субподрядчика и заработать «маржу» в 500 тыс. рублей.
Еще любопытней контракт, заключенный в ноябре прошлого года министерством информационных технологий области с ООО «Современные информационные технологии», ценой в 1 млн 965,4 тыс. рублей. За эти деньги компании предлагалось разработать «программное обеспечение сервера приложений и клиентской части мобильного приложения автоматизированной системы электронного документооборота Челябинской области для обеспечения возможности работы в режиме офлайн».
ООО «СИТ» возглавляет находящийся в международном розыске Александр Аброськин, который решением Ленинского районного суда Екатеринбурга был заочно заключен под стражу на два месяца с момента его задержания. По версии следствия, он взломал электронную почту известных челябинских журналиста и политолога и полученные данные передал в то время вице-губернатору Южного Урала Николаю Сандакову, то есть совершил преступление, предусмотренное статьей 272 УК РФ (Неправомерный доступ к компьютерной информации).
Однако фирма Аброськина стала единственной участницей конкурса, и с ней заключили контракт по первоначальной цене.
«Министр информационных технологий и связи Александр Козлов очень боялся и не хотел принимать работу по этому контракту, – рассказал источник, близкий к региональному правительству. – Но не принять не мог, ведь фактически работа была сделана».
Вдобавок к этому многих наблюдателей смущает сам предмет аукциона, где победило ООО «СИТ». «Что значит «обеспечить возможность работать в режиме офлайн»? – рассуждает собеседник. – Система электронного правительства и документооборота рассчитана на работу в режиме онлайн и нацелена на то, чтобы заменить бумажную работу цифровой. В то же время разработчики предусматривают возможность автоматического копирования и сохранения документов на случай, если система дала сбой. Зачем объявлять дополнительный тендер на услуги, которые предусмотрены предыдущим контрактом и, грубо говоря, переводить работу обратно в бумажный вид?»
«Я думаю, именно этот контракт привлек особое внимание сотрудников УФСБ, – отмечает источник в околовластных кругах. – Сегодня далеко не любая фирма может разрабатывать ПО в рамках федеральной целевой программы «Информационное общество». В Челябинске есть два ключевых исполнителя – «Ростелеком» и «Ланит-Урал», которые имеют набор лицензий и допусков, в том числе сертификацию УФСБ. Но вместо этого министерство информационных технологий заключает контракт с «левой» компанией и, судя по всему, дает ее специалистам допуск к программным продуктам «Ростелекома» и «Ланита», которые уже внедрены. Ведь им предложено создать дополнение к ним».
С подобными проблемами уже сталкивались некоторые муниципалитеты, внедряя электронные услуги и документооборот. «Объявлялся тендер, на который заявлялись мелкие фирмы, но к должностным лицам приходили сотрудники ФСБ и объясняли, что они могут провести торги, определить победителя и получить услугу. Но использовать продукт им запретят, и в итоге им придется проводить новый аукцион и заказывать его у сертифицированных компаний», говорит наш источник в одной из IT-компаний.
Светлана Григорьева
«Знак.Ком»
Другие публикации
18.12.2024
Зачем Махонину Хлебников. Пермский Фонд капремонта кормит госконтрактами «своих»
Некоторое время назад губернатор Пермского края Дмитрий Махонин провёл первое заседание так называемой рабочей группы «Конкуренция и развитие конкурентных процедур в экономике», напоминает обозреватель редакции «Компромат-Урал». Прозвучавшие там громкие декларации полностью противоречат сложившейся в регионе порочной практике заключения госконтрактов с компаниями, связанными с чиновниками из близкого окружения Махонина. В качестве примера бывший депутат пермского Заксобрания Илья Лисняк, проживающий за границей и ставший главным оппонентом действующего губернатора, приводит региональный Фонд капремонта и его гендиректора Владимира Хлебникова. В Фонде практикуется коррупционная схема, заключающаяся в «отсечении» ненужных подрядчиков сначала путём отказа от авансирования и согласования внесения изменений в проектно-сметную документацию, затем – затягиванием подписания актов и перечисления оплаты за выполненные работы. В итоге контракты получают фирмы, пользующиеся покровительством самого Хлебникова, а также его зама Константина Савина, бывшего главного инженера Фонда Константина Горячих и действующего зампреда краевого правительства Андрея Кокорева, курирующего сферу ЖКХ. Речь идёт о таких компаниях, как «УралСтройАльянс», «МонолитЭнергоПром», «ЭкоСтройМонтаж» и др. «Придворные» подрядчики «осваивают» на бюджетных контрактах десятки миллионов рублей, при этом информация о договорах, как правило, не размещается на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что делает бесполезными механизмы публичного контроля. Нарушения в работе пермского Фонда капремонта неоднократно выявляли ФАС, Госжилнадзор, Контрольно-Счетная палата. В прошлом году в отношении сотрудников учреждения было возбуждено уголовное дело о служебном подлоге. Однако возглавляющему Фонд Владимиру Хлебникову удаётся избегать ответственности благодаря поддержке губернатора Махонина и родственным связям в Москве.
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.