C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Каждый упущенный день грозит в ближайшем будущем смертями и катастрофой»

15.10.2020
Вторая волна пандемии вируса SARS-CoV-2 (COVID-19) накрывает регионы РФ, что следует даже из официальной статистики. Сегодня власти отчитались, что за сутки в России от ковида умерли 286 человек, передаёт корреспондент редакции «Компромат-Урал». Это максимальный показатель ежедневной смертности с начала пандемии! Днём ранее было зафиксировано 239 смертей. При этом телепропаганда усиленно пичкает россиян «бодрящими» новостями о том, как тяжело переносит пандемию какая-нибудь Германия, хотя это заведомая чушь, и показатели covid-смертности в благополучной ФРГ в десятки раз ниже российских, а объёмы помощи гражданам и бизнесу – напротив, несопоставимо выше.
Не доверяющие чиновничьей отчётности эксперты напоминают о повсеместных случаях «пневмонии», от которых летом-2020 по всей России вдруг массово умирали люди, причём вполне благополучные, имеющие доступ к более-менее пристойной медицине. При этом даже по официальным прогнозам общая численность населения России к концу 2020 года сократится на 352,5 тысяч человек! Это следует из проекта «Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». В падении численности населения повинен, конечно, не один коронавирус – здесь и резкое снижение привлекательности России для мигрантов, и массовый отъезд россиян на ПМЖ в более цивилизованные страны, но и вирусный фактор в углублении демографической ямы нельзя списывать со счетов.
Как ситуация будет развиваться дальше? России требуется немедленно уйти на одно-двухмесячный карантин, чтобы избежать катастрофических последствий осенней волны пандемии коронавируса. Но это должен быть настоящий карантин, а не та видимость, которая была весной из-за того, что российские власти пожалели денег из резервов на реальную помощь регионам, бизнесу и гражданам. Такую точку зрения в интервью екатеринбургскому журналисту Александру Полозову на днях высказал Максим Миронов, профессор мадридской IE Business School - одного из ведущих центров экономического образования в Европе. Редакция «Компромат-Урал» внимательно изучила позицию эксперта.
Дайте людям денег
— Максим, в своём блоге вы опубликовали программу или алгоритм действий для российских властей, чтобы помочь гражданам и экономике во время осеннего подъёма коронавируса. Вы также были соавтором аналогичного воззвания к российскому руководству в марте. Услышали ли вас с коллегами-экономистами тогда? В чём власти оказались неправы, оставив ваши предложения без внимания?
— Нам кажется, что власти тогда прислушались. Потому что буквально через несколько дней в Москве ввели довольно строгий карантин. Меры назвали по-другому, но по сути это было карантином: людям не разрешали выходить из дома без крайней надобности.
С опорой на данные, известные с февраля, мы знаем, что эта болезнь опасна в первую очередь в крупных мегаполисах. Дело даже не в плотном расселении, а в повседневных контактах, когда обычны несколько пересадок на общественном транспорте по пути из дома на работу. Самый ужас, который в связи с этим всплывает, — это Нью-Йорк. По размеру он похож на Москву, по принципу организации города — тоже. И там был коллапс. Москве удалось этого избежать благодаря вовремя введённым строгим ограничениям. В этом смысле нам кажется, что письмо сыграло некоторую роль.
Самая большая проблема — и это не только моя точка зрения, но и других соавторов письма — людям не была оказана достаточная материальная помощь. Поэтому карантин оказался менее эффективен, чем это могло было быть. Вы не можете заставлять сидеть людей дома, особенно без накоплений. Мы знаем, что в марте у 2/3 россиян вообще не было никаких накоплений, а у 20% из тех, у кого накопления были, их хватило бы на месяц или даже меньше.
То есть у 75% людей просто не было денег, чтобы хотя бы месяц пересидеть дома.
Никто не говорит о миллионах, но вы должны обеспечить людям хотя бы возможность купить себе еду и оплатить коммунальные услуги. Ничего удивительного, что в других регионах страны карантина практически не было.
— Сыграл ли свою роль тот факт, что карантин не называли карантином, избегая самого этого слова и даже изобретая новые юридические конструкции для его оформления?
— Почему власти избегали слова «карантин» — совершенно понятно. Потому что иначе государство вынуждено было бы не просто приказывать сидеть дома, но и отвечать за последствия такого приказа материально, как это сказано в законе. Но этим двойственность месседжа не ограничилась. Людям говорили, что на улице опасно, но тут же приглашали голосовать… Думаю, что ни к чему хорошему это не привело, в том числе и для самой власти: не случайно социологи отметили рекордное падение рейтингов.
Надо размазать эпидемию во времени - иначе больницы переполнятся
— В своей публикации вы очень подробно разбираете опыт локдауна в разных странах, и один из ваших выводов звучит дословно так: «Весна показала, что чем раньше был введён карантин, тем лучше. Это позволило избежать перегрузки системы здравоохранения». Но если страна большая, если в ней есть достаточно крупные города, выше плотность населения, то и тактика ограничений должна иметь свои нюансы…
— Да, это очень важный момент, который стоит учитывать при калибровке нашей реакции на новый эпидподъём. В марте у нас было очень мало информации, сейчас ее намного больше. Что мы увидели?
В азиатских странах, в Юго-Восточной Азии болезнь практически не распространяется. Китай ли это, Япония ли, Вьетнам, Корея, Камбоджа - мы видим, что эти страны фактически не пострадали вне зависимости от того, вводили эти страны карантин или нет. Объяснений этому нет, но, вырабатывая новые рекомендации, нужно смотреть на страны, больше похожие на нашу.
Небольшие страны (не по площади и даже не по числу городов, а по отсутствию крупных мегаполисов), быстрее реагируют. Легче провести эпидрасследование, отследить контакты заразившихся, обеспечить их изоляцию. Тогда вы можете вообще купировать у себя эпидемию в зародыше, не дожидаясь выработки коллективного иммунитета. Такая стратегия была успешно применена в Финляндии, Норвегии, Уругвае, Новой Зеландии, Австралии.
Если в стране есть мегаполисы, даже карантин подразумевает, что большое число людей не уходит на изоляцию: врачи, полицейские, сотрудники супермаркетов. К тому же сложно отследить контакты заражённого, который, например, из Химок поехал на работу в Москву.
Для больших городов важно не сократить число новых случаев до нуля, а размазать распространение по времени, чтобы не допустить перегруза системы здравоохранения.
Чтобы пик был достигнут не за две-три недели, когда люди начнут умирать из-за нехватки мест в больницах. Надо сгладить этот горб (см. график ниже), растянув рост числа новых заражений на несколько месяцев. Это оптимальная стратегия для тех стран, где есть мегаполисы на 6-7 млн человек и больше.
Чем беднее страна, тем быстрее распространение
Ещё один важный параметр, который все игнорируют, это средний размер домохозяйства.
Возьмем Европу, богатый регион, где люди могут себе позволить жить по одному-два человека в квартире. Там в среднем на одно домохозяйство приходится 2,2 человека.
В Южной Америке — Бразилии, Аргентине — этот показатель составляет 3,3, а в Перу — почти четыре.
Предположим, вы европеец и заразились. Пришли домой, и с вероятностью почти 100% заразите всех домочадцев. Дома же вы не будете ходить в маске, да ещё держать социальную дистанцию с женой. Статистически в среднем вы заражаете 1,2 человека.
А в Перу вы заразите уже трёх человек. Поэтому при прочих равных у вас болезнь будет распространяться быстрее.
Австралия, которую я уже упоминал, — довольно развитая страна, и размер домохозяйств там — около 2,5 человека. В том числе это позволило им задушить болезнь на корню, несмотря на наличие пусть не самых больших, но все же мегаполисов — Сиднея и Мельбурна, в которых проживает по 5 млн человек.
Сколько людей должны переболеть для возникновения коллективного иммунитета
Для больших стран единственный выход — выработка коллективного иммунитета. Надо ждать, когда значительная часть населения переболеет.
Мы уже знаем, на какие цифры стоит ориентироваться.
Если брать коллективный иммунитет плюс сохранение некоторых ограничений: социального дистанцирования, ношения масок, отсутствия массовых мероприятий, — это от 5% до 10% населения.
В Испании, когда она вышла из острой стадии, было 5% переболевших по стране и 10% — в Мадриде, крупной агломерации. И опять же, к счастью, это намного меньше, чем предполагали на старте пандемии: в марте звучали цифры в 60-70%. Мы сейчас понимаем, что переболевших нужно в десять раз меньше.
Важно дать возможность набрать достаточный иммунитет, не допуская перегрузки системы здравоохранения.
Но есть нюанс. Ошибка Аргентины была в том, что она ушла на карантин слишком рано. Случаев было мало, а страну закрыли. Пустые улицы, пустые офисы и магазины, такие же пустые больницы.
К середине мая в 19 из 23 провинциях не было новых больных, но из 45 млн человек 15 млн — это столица, Большой Буэнос-Айрес, где до нуля число новых случаев сбить не удавалось. Но и выработки коллективного иммунитета не случилось.
В итоге вы тратите время, ресурсы, выключаете экономику, но уже через месяц начинаете снимать ограничения. И получаете рост заражений.
Теперь уже ясно, что карантин продолжительностью один-два месяца нужно было ввести позже, когда вирус уже достаточно проник в популяцию, но ещё не набрал такой силы, чтобы случилась перегрузка и обвал системы здравоохранения.
Вот это сейчас оптимальная стратегия. Сложность в том, чтобы поймать этот момент.
Число умерших занижено втрое
— Снова перейдём к России. Согласно вашей характеристике, это североевропейская страна со средним размеров домохозяйств, относительно молодым населением и средней продолжительностью жизни. У нас есть несколько мегаполисов и некоторый коллективный иммунитет, хотя и недостаточный, чтобы пережить осенний всплеск. Вы утверждаете, что это неплохие вводные, чтобы успешно справиться с пандемией. Правильно ли действую власти, исходя из этих вводных?
— Москва ушла вовремя. Вирус уже проник в общество, но не получил сильного распространения. В других городах фактически карантина не было, поэтому эффективность его оценивать тяжело.
Мы вообще не владеем статистикой по России. Я уже отмечал в своем блоге, что и в европейских странах статистика в тот период была плохая. Например, в Швеции число заболевших занижали в 20 раз, в Испании — в 10 раз.
— Занижали по какой причине? Ошибка учёта или намеренно?
— Не успевали как следует считать. У них было столько больных, что они просто не справлялись с учётом. В странах, которые ввели карантин поздно, как Испания, Италия, или которые намеренно не вводили карантин, как Швеция, система здравоохранения была настолько перегружена, что они не успевали тестировать и, как показали потом серологические тесты, просто пропускали больных.
В России занижение было такого же порядка. Но разница между нами в том, что европейцы с июня резко улучшили качество статистики, начав больше тестировать и, соответственно, больше регистрировать больных. Именно этим объясняется, что сейчас по своим цифрам они давно превзошли весенний рост. Но их статистике можно верить. А российской — нет.
Число умерших в России занижено минимум втрое. Данные по летальным исходам от Росстата и от оперативных штабов отличаются в три раза. Хотя и Росстат не всё регистрирует (вот один из примеров расхождения в расчётах - прим. ред.).
В марте вирус развозился из Москвы
— Россия — москвоцентричная страна. Бывает, даже в соседнюю область нельзя прилететь без пересадки в столице. Это повлияло на распространение эпидемии?
— Сейчас-то вирус по всей стране, и уже работает сезонный фактор — быстрый осенний рост. Но в марте он действительно развозился из Москвы. Но если бы Москвы не было, инфекция все равно распространилась бы, просто немногим позже. Вы не можете закрыть всю страну. Москва стала неким полигоном, дав возможность регионам с оглядкой на неё подготовиться к встрече вируса у себя.
— Принято считать, что пандемия стала поводом вспомнить, что Россия, вообще-то, федерация, где каждый регион сам должен решать, как ему жить. На ваш взгляд, в борьбе с пандемией это себя оправдало?
— Но это же была не тактика борьбы, а некрасивое решение Путина переложить с себя ответственность на других. Когда Путину надо, он сам решает, какую трубу проложить в самой дальней деревне. А тут — губернаторы, разбирайтесь. Только кто им дал на это деньги? У нас такая бюджетная система, что самодостаточны, наверное, лишь пара регионов. Все остальные живут за счёт бюджетных трансфертов.
Федеральная помощь регионам на борьбу с коронакризисом обещана в объёме всего 300 млрд рублей. Оставшиеся из этого объема 100 млрд рублей Минфин собирается распределить в октябре. При этом многие эксперты критикуют федеральный центр за отсутствие логики и последовательности в распределении помощи — прим. Znak.com.
Я надеюсь, что сейчас государство введет не только карантин, но вспомнит о своих обязанностях помогать гражданам.
Я в блоге подробно расписал — кому и в каком объёме следовало бы помочь, и у меня вышло, что потребуется 3 трлн рублей в месяц или 6 трлн рублей за два месяца. Фонд национального благосостояния — 13 трлн рублей.
У государства есть деньги, и оно должно выдать их регионам, чтобы они вводили на своей территории полноценные карантины без риска обречь граждан на голод. Только тогда у центра появится право говорить, что губернаторы должны сами администрировать борьбу с пандемией.
Денег в ФНБ хватит на два карантина
— Что вы ответите тем, кто скажет: вдруг у нас будет ещё и весенний подъём и возникнет угроза нового локдауна? А половины стабфонда уже не будет…
— Но мы же медленно, но верно движемся к началу вакцинации. Сразу несколько вакцин находятся в финальной стадии испытаний. Мы уже знаем, что в следующем году какая-то из них да будет. Кроме того, весной подъём более слабый, чем осенью, мы переживаем сейчас самый сложный этап.
Но даже если будет новый локдаун, сейчас мы потратим только 6 из 13 трлн. Там хватит денег ещё на один карантин.
Фонд был нужен на чёрный день. Вспомните последние 20 лет и вы поймёте, что этот год - и есть тот самый чёрный день. Для чего ещё копить?
В сталинские годы люди умирали от голода, а эшелоны с продовольствием шли на экспорт, чтобы получать золото для индустриализации и другие игрушки. И сейчас то же: люди страдают, валятся в бедность, средний класс исчезает, а Путин копит Фонд национального благосостояния…
— Вы предлагаете строгий карантин на один-два месяца. Не опоздали мы с ним? Надо ли регионам следовать примеру Москвы и отправлять школьников на досрочные каникулы или на дистант?
— Про школы я не знаю, и никто не знает. Нет нормальных исследований. Есть только понимание, что дети мало болеют.
А что до вопроса, не опоздали ли мы…
Каждый упущенный день грозит в ближайшем будущем смертями и катастрофой. Уже каждый день мы получаем информацию о том, что больницы не справляются. Жаль, что на эти сигналы не отреагировали и не ввели карантин раньше. Но сейчас уже точно пора», - конец цитаты по публикации мздания СМИ "Знак.Ком" под заголовком «Число умерших от коронавируса в России занижено минимум втрое».
Обзор материала – Ольга Смолина
«Компромат-Урал»


Другие публикации
27.03.2025
Не Генсом единым. Кто кормится с государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ
В 2023-2024 годах в регионах Уральского федерального округа организовано регулярное рапортование в аппарат Правительства РФ о состоянии данных в ГИС ЖКХ, размещаемых участниками отрасли. Источники, изученные редакцией «Компромат-Урал», сообщают, что регулярная отчётность выглядит красиво, но к реальности, как любое очковтирательство, не имеет почти никакого отношения: проценты "заполнения" данных в ГИС ЖКХ не отражают ни достоверность этих данных, ни полезность их для граждан или организаций, задействованных в управлении комплексом ЖКХ.
За последние два года не появилось ни регулярного поступления информации о начислениях и оплатах за ЖКУ, ни интеграции с региональными расчётно-кассовыми центрами или ставшей обязательной для всех системы метрологической поверки ФГИС АРШИН, ни стабильных и достоверных данных ресурсоснабжающих организаций, ни даже информации из полностью оцифрованной программы капитального ремонта.
25.03.2025
Кому не угодили прокурор Нижневартовска Ерёменко, бизнес-тесть Азябин и компаньон-олигарх Семёнов
Еременко Александр Васильевич в 2023 году назначен прокурором города Нижневартовска. Свою службу он начал в органах внутренних дел с должности простого участкового в 1999 году после окончания Тюменского нефтегазового университета по специализации техника и технология нефтегазового дела.
Как пишет издание «Рукриминал», по роду своей службы и деловых качеств наш герой дослужился от участкового, собиравшего с ларьков дань, до заместителя начальника оперативно розыскной части по налоговым преступлениям УМВД России по ХМАО-Югре, который курировал самый лакомый и денежный кусок нашей страны.
В период службы в 2003 году формально окончил Тюменский государственный университет по специализации «государственное и муниципальное управление» по специальности «юрист-менеджер».
17.03.2025
Гигантские схематозы клана Карликановых
Источники, на которых обратили внимание читатели проекта «Компромат-Урал», сообщают интересные подробности коммерческой деятельности скандально известного в челябинской тусовке клана Карликановых, который возглавляет 73-летний Юрий Карликанов. Он уже несколько десятков лет депутатствует в заксобрании Челябинской области, из которых последние 16 лет занимает кресло ещё и вице-спикера этой «парламентской» синекуры.
Как стало известно редакции «Компромат-Урал», Юлия Карликанова (Александрова) – дочь вице-спикера челябинского областного заксо и первого заместителя председателя комитета по бюджету и налогам, олигарха Юрия Карликанова – и связанная с её семьёй компания «Капиталинвестстрой» обязаны возместить почти 500 млн рублей кредитору обанкротившегося «Регионснабсбыта».
По решению суда взыскание обращено на 100% уставного капитала «Региональной рудной компании», принадлежащей Карликановым. Истцом в деле выступил бизнесмен Николай Никольский, который в суде доказал два эпизода вывода средств из «Регионснабсбыта». Первый эпизод связан с векселем на 250 млн рублей, деньги от которого не поступили в конкурсную массу, а второй касается перевода бизнеса по добыче камня на коммерческую структуру, подконтрольную семье депутата.