C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Выбивание показаний – острая проблема для России». В Совете Европы изучили пытки при задержаниях и допросах

2.05.2019
Как передаёт корреспондент редакции «Компромат-Урал», на днях стало известно о публикации доклада о выбивании признательных показаний. «Комитет против пыток Совета Европы (СЕ) призвал государства-члены СЕ отказаться от методов предвзятого расследования, направленных на получение признательных показаний. Это провоцирует силовиков на жестокое обращение и пытки, но приводит к судебным ошибкам, говорится в докладе комитета, предложившего альтернативные стандарты на примере ряда западных стран. Эксперты отмечают, что выбивание признаний - острая проблема для России, требующая масштабной реформы уголовно-правовой системы.
Применение жестокого обращения во время задержания или допросов остается серьезной проблемой во многих государствах-членах Совета Европы, в трети из них действия полиции за последние 10 лет можно квалифицировать как пытки. Об этом говорится в ежегодном 28-м докладе Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, ЕКПП) СЕ.
Согласно докладу, периодом «повышенного риска» является время задержания подозреваемых в совершении преступлений: насилие со стороны силовых структур при задержании или вскоре после этого, зачастую было излишним или чрезмерным.
Речь идёт об избиениях, в том числе дубинками, и использовании перцовых аэрозолей, когда задержанные не оказывали сопротивления или уже был взяты под контроль. «Предполагаемое неправомерное поведение» допускалось в ходе «операций по контролю за толпой» и других оперативных действий сотрудников силовых структур в масках и без идентифицирующих их знаков отличия и номеров на униформе и шлемах. Незаконное и чрезмерное применение силы признается Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) нарушением ст. 3 (запрет пыток и бесчеловечного обращения) Европейской конвенции.
С 1990 года представители ЕКПП в ходе 440 посещений разных стран беседовали наедине с десятками тысяч человек, которых задерживала полиция.
В докладе указано на частое использование:
неоправданно жёстких наручников и оскорблений, в том числе расистских высказываний,
поражении электротоком,
ударах по ступням ног,
подвешивании или гиперэкстензии с помощью наручников,
ожогах частей тела,
удушья с помощью пластикового пакета или противогаза,
приковывании задержанных в напряженных позах на несколько часов,
жестоких побоях и ложных казнях.
«ЕКПП продолжает получать сообщения о действиях правоохранителей от пощечин до более жестоких форм обращения, намеренный характер которого очевиден», - говорится в докладе.
Насилие применяется оперативниками до первого официального допроса, в некоторых случаях следователи потворствуют или даже поощряют такую практику. В ряде стран также применяется «упрощённая процедура» приглашения или вызова лиц для «неформальных бесед», «сбора информации» или «объяснений». ЕКПП отмечает повышенный риск жестокого обращения и злоупотреблений в случае неформального опроса «лиц, представляющих интерес» без предусмотренных процессуальных гарантий. В докладе подчеркивается важность обеспечения прав задержанных на доступ к адвокату и врачу, а также на уведомление о факте задержания родственника или третьей стороны по своему выбору. Однако медосмотры находящихся под стражей часто проводятся поверхностно или в присутствии сотрудников правоохранительных органов. А введение процессуальных гарантий привело к появлению практики допроса подозреваемых в неофициальных местах содержания под стражей и без документального фиксирования факта лишения их свободы.
ЕКПП подчеркнул важность принципа «от доказательств к подозреваемому», а не «от подозреваемого к доказательству», который уже используется в ряде европейских стран, например, в Англии и Уэльсе.
Непредвзятые допросы улучшают шансы на раскрытие преступления: неосознанный поиск только той информации, которая «подходит», и игнорирование иной приводит к ложным признаниям и ошибкам.
«Следователи, которые применяют презумпцию невиновности, генерируя и проверяя альтернативные гипотезы, более эффективны, чем применяющие пытки», - говорится в докладе. Такой подход в сочетании с применением процессуальных гарантий с момента задержания разрушает миф об эффективности жестких методов (включая пытки) и более эффективен в борьбе с терроризмом по сравнению с традиционно применяемыми методами. В странах, где придают особое значение признаниям, увеличивается риск незаконных действий в отношении подозреваемых и свидетелей.
Стандартами ненасильственного допроса, по мнению ЕКПП, должно быть его проведение не более чем двумя сотрудниками, четко регламентированная продолжительность и перерывы.
Допрос не может длиться подряд более двух часов, не менее 8 часов в сутки в отношении фигуранта должны быть исключены каких-либо следственные действия.
Допросы должны проводиться в специально оборудованных помещениях, с точным протоколированием, включая время начала и окончания и имена всех присутствующих.
Аудио- и видеопротоколирование должно стать эффективным средством предотвращения жестокого обращения во время допросов, при этом электронные записи должны храниться надежно в течение разумного периода времени, быть доступными для задержанных и их адвокатов, представителей международных и национальных контрольных органов и любых должностных лиц, ответственных за расследование сообщений о пытках.
Для изменения ситуации необходимы конкурентные и строгие процедуры приема на службу на основе строгих критериев, адекватное вознаграждение, а также обучение применению стандартов в области прав человека. При этом требуется скрупулезный контроль руководства за соблюдением процессуальных гарантий с проявлением нетерпимости к жестокому обращению со стороны подчиненных. Любая информация о жестоком обращении со стороны правоохранителей должна быть эффективно расследована, а все виновные привлечены к ответственности. Нужна также система внешнего и внутреннего мониторинга подобных ситуаций.
ЕКПП призывает полностью разделить функции оперативников, сотрудников тюрем и следователей, чтобы «сломать вредный корпоративный дух», мешающий силовикам выступать против своих коллег в случаях жестокого обращения. Лица, ответственные за содержание под стражей должны информировать задержанных об их правах и помогать им подать официальную жалобу в отношении чрезмерного применения силы. В ряде стран задержанного немедленно представляют опытному «сотруднику опеки», который проверяет его психологическую или физическую неприкосновенность перед дальнейшими процессуальными действиями.
«Проблема «выбивания» признательных показаний под пытками обострилась в России в 2018 году, когда почти каждый резонансный арест сопровождался сведениями о применении насилия сотрудниками правоохранительных органов», говорит юрист Института права и публичной политики Наталия Секретарева. ЕСПЧ, по её словам, указывал, что «использование полученных под пытками показаний нарушает право на справедливое судебное разбирательство» и часто принимает во внимание позиции ЕКПП при рассмотрении дел о нарушении РФ ст. 3 (запрет пыток) Конвенции. Эксперт отметила, что для воплощения рекомендаций Комитета в РФ необходима масштабная реформа уголовно-правовой системы. Однако 11 марта 2019 года Комитет отметил «продолжающийся отказ» России от сотрудничества с ним в связи с непринятием мер по расследованию и предотвращению пыток в Чечне после визита туда делегации ЕКПП. Большинство государств-членов СЕ, публикуют отчеты о таких посещениях, но в России 21 из 22 адресных отчетов комитета не опубликованы», - отмечает журналист «Коммерсанта» Анна Пушкарская.
Столкнулись со злоупотреблениями правоохранительных органов? Пишите: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор ведёт Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»


Другие публикации
10.02.2025
В последние дни в СМИ обсуждается скандальный приговор, вынесенный бывшему следователю Следственного комитета РФ Артёму Фазлетдинову за фабрикацию уголовного дела. Этот персонаж известен аудитории проекта «Компромат-Урал», в разное время наша редакция опубликовала несколько эксклюзивных материалов о господине Фазлетдинове.
30 января 2025 года в Белорецком межрайонном суде Башкирии под председательством судьи Анны Трофимовой вынесен приговор экс-заместителю руководителя Белорецкого межрайонного следственного отдела и адвокату Кировского районного филиала БРКА Артёму Фазлетдинову. Суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 286 и частью 3 статьи 159 во взаимосвязи со статьей 30 УК РФ.
Согласно приговору, Фазлетдинову назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Кроме того, ему запрещено занимать должности в органах власти и правоохранительных органах, а также он лишён звания капитана юстиции. В момент провозглашения приговора он взят под стражу.
Предыстория уголовного дела против Фазлетдинова началась 2 мая 2023 года, когда Следственным управлением СКР по Башкортостану было возбуждено уголовное дело. Фазлетдинов проходил службу в СКР с 2014 по 2021 годы. 8 февраля 2018 года, находясь в здании Белорецкого межрайонного следственного отдела, он составил и зарегистрировал подложный рапорт о якобы преступных действиях Рамиса Даньянова, руководствуясь личной неприязнью. В этом документе тогдашний следователь Фазлетдинов указал заведомо ложные сведения о том, что Даньянов, находясь в Белорецком межрайонном следственном отделе, оскорбил его нецензурными выражениями.
4.02.2025
Недавно Александр Дюков, известный своей скандальной репутацией и являющийся председателем правления госкомпании "Газпром нефть", был вновь переизбран президентом Российского футбольного союза (РФС).
Это произошло в третий раз, причем Дюков был единственным кандидатом на этих «выборах».
В этом нет ничего удивительного, особенно учитывая громкий скандал с его приятелем Сергеем Анохиным, который попал в СИЗО за дела со взятками. Напомним также, что еще два года назад Анохин работал в РФС, а Дюков входит в исполнительный комитет РФС с 2014 года, то есть эти двое тесно взаимосвязаны.
Хочется напомнить, что БК "Фонбет" – генеральный спонсор РФС. И вполне возможно, что Анохин, который уже начал давать показания следователям, может вырыть большую "яму" и для якобы непотопляемого Дюкова, который так горячо мечтает занять место Алексея Миллера в Газпроме.
Но и Александр Дюков вдруг заговорил: он "раскрыл" некие обстоятельства задержания Анохина.
"Задержание генерального директора букмекерской компании "Фонбет" Сергея Анохина не касается его деятельности во время нахождения на посту вице-президента Российского футбольного союза (РФС)", - заявил Дюков на пресс-конференции. - Больше информации нет, ведётся следствие. Давайте дождёмся его результатов".
Но, напомним, Сергей Анохин являлся вице-президентом и членом исполкома РФС с 2016 по 2022 гг., также работал в ФК "Химки", ФК "Строгино" и Федерации футбола Москвы.
Получается, многие годы Анохин и Дюков могли тесно пересекаться по футбольным делам и «решать вопросы»?
Почему же сегодня Дюков так стремительно уходит "в кусты"?
По всей видимости, Дюкову есть что скрывать?
30.01.2025
На рынке соседствующего с Уралом Казахстана сегодня складывается крайне тревожная ситуация, особенно в контексте биржевых торгов с нефтепродуктами, сообщают информированные читатели в редакцию «Компромат-Урал». В то время как цены на топливо продолжают расти без явных оснований, а государственные органы продолжают демонстрировать бездействие, ситуация выходит за рамки простых рыночных колебаний. Явно прослеживается влияние "старого Казахстана" - тех структур и групп, которые продолжают управлять ключевыми секторами экономики, несмотря на обещания реформ и перемен. На фоне этих процессов растет ощущение, что экономика продолжает оставаться в руках ограниченного круга лиц, несмотря на заявления о необходимости преобразований.
Торговля углём, сжиженным газом и другими нефтепродуктами через контролируемую "старой элитой" биржу АО «Евразийская торговая система» вырисовывает картину монополизации, где решения о росте цен принимаются без логики, а прибыль делится между «своими». Биржа, фактически подконтрольная старым элитам, остаётся вне контроля государственных органов, что позволяет ей продолжать действовать в интересах узкого круга. В результате рынок нефтепродуктов становится не только непрозрачным, но и уязвимым для манипуляций. Это также связано с продолжающимся взаимодействием с сомнительными иностранными компаниями, что лишь усугубляет ситуацию.