C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
УЗГА быстрого доения. Куда уходят бюджетные миллиарды и почему самолёты отечественного производства в России остаются в прожектах?
12.12.2019
За 20 лет беспросветного вставания страны с колен в России, как оказалось, людям не на чем летать. То есть, в плане своего доморощенного авиастроения «великая держава», грозящая всему миру мультяшными ракетами, остаётся близкой к плинтусу. Подобный вывод недавно огласил Бадеха Вадим Александрович, ранее владевший странными ООО «Инвестиционная группа Урала» и «Металл Гарант», а последние десять лет возглавляющий АО «Уральский завод гражданской авиации» (екатеринбургский УЗГА, входит в «Ростех» под руководством государственного олигарха Сергея Чемезова). Как уточняет обозреватель проекта «Компромат-Урал», Бадеха посетовал журналистам, что между регионами матушки-России передвигаться практически не на чем, кроме как на допотопных советских Ан-24 и Ан-26. «К сожалению, они уже практически исчерпали свой ресурс и готовятся к списанию во всех авиакомпаниях РФ в течение ближайших 3-5 лет», - признался гендиректор УЗГА.
Наверное, сам откровенный Бадеха на «анах» не летает, он же VIP - подавай «боярину» воздушные суда с ненавистного Запада уровня не ниже Airbus или Boeing. Но в чём Бадеха бесспорный патриот, так это в умении оперировать сотнями миллионов и миллиардов родных российских рублей, причём желательно казённого происхождения. По актуальным данным редакции «Компромат-Урал», аудиторы Счётной палаты Свердловской области обнаружили ряд нарушений, который сочли достаточно серьёзными. В частности, контрольный орган признал незаконной сделку на 906,8 млн рублей с Уральским заводом гражданской авиации, которую с Бадехой, судя по всему, заключил скандально известный руководитель ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов.
«Закадычные "друзья": глава «Ростеха» Сергей Чемезов, владелец «НК-банка» Виктор Григорьев и министр промышленности и торговли Денис Мантуров – не оставляют надежд «нажиться» на продаже «раритетных» самолетов?
Региональный самолет ТВРС на 44-48 пассажирских мест, разработанный по чертежам чешской двухмоторной турбовинтовой модели 80-х годов L-610, оценивается в 12-14 млн долларов. Региональные перевозчики не готовы отдавать такие бешеные деньги за воздушный раритет. Максимальная цена – 10 млн долларов – да и та с большой натяжкой. Мантуров, Чемезов и Григорьев снова тянут из бюджета и пытаются сбыть свои самолеты по астрономическим ценам?
Новый самолет разрабатывает скандальный Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Ранее Минпромторг от лица Дениса Мантурова оценил доработку чешского судна в 20-25 млрд рублей. Но зачем вкидывать такие огромные суммы на доработку самолета 80-х годов? Неужели прогресс не сделал огромный шаг вперед? Или новые современные чертежи господина Мантурова не устраивают?
Есть вероятность, что подобная инициатива всего лишь хитрая схема, чтобы прибрать к рукам побольше бюджетных денег. Особенно если вспомнить, что УЗГА через «Объединенную двигателестроительную корпорацию» принадлежит "Ростеху" Сергея Чемезова и "НК-банку" Виктора Григорьева (в совете директоров григорьевского банка состоят скандально известные Светлана Кийко и её муж, уволенный из «Объединённой зерновой компании» Михаил, тоже Кийко; различные СМИ упоминают Кийку как человека группы «Сумма» арестованного миллиардера Зиявудина Магомедова – прим. «Компромат-Урал»). Давние "друзья-товарищи" решили на бюджетные деньги построить самолёты по старым, дешевым (детали из 80-х явно стоят меньше) чертежам, а после продать втридорога?
Эксперты считают, что "ретро"-проект не окупится. Но вряд ли Чемезов, Григорьев и Мантуров думают об этом. Причем это не первая работа уральского предприятия со старыми чертежами. УЗГА получил 1,25 млрд рублей на проект самолёта малой авиации вместо "кукурузника" Ан-2. Правда, заказ отменили, как только выяснилось, что новую модель "склепают" по чертежам уже существующего самолёта Т-101 Грач.
Проект взяла другая компания. "Дочка" уральского предприятия – "Байкал-Инжиниринг". То есть Минпромторг даже не понял, кому отдает почти 1,25 млрд рублей?! Скорее всего отлично понял… В любом случае, деньги ушли в "УЗГУ". Интересно, почему никто не проверил "пустышку" – "Байкал-Инжиниринг"? Компания, созданная накануне, без заказов, с уставным капиталом – 10 тыс. рублей и главным директором, который ранее никогда не занимался подобными проектами… Именно таким предприятиям нужно отдавать 1,25 млрд рублей? Однозначно!
Прекрасный выбор подрядчика!
Видимо, любовь к самолётам проснулась у Мантурова когда он был заместителем генерального директора завода, на котором собиралась модель самолёта ТВС-2ДТС "Байкал". Судно должно было заменить Ан-2, вот только оказалось, что громкий проект – всего лишь экспериментальный образец. Образец за пару миллиардов рублей?
Но больше вопросов вызывает уральский актив УЗГА – "детище" Чемезова и Григорьева. Предприятие за 2018 г. заработало 353 млн рублей при выручке – 16 млрд рублей. Довольно посредственные показатели, при том, что компания успела заключить аж 311 государственных контрактов на более 15,7 млрд рублей!
Удивительное доверие к УЗГА…
А что, если посмотреть на многочисленных "дочек" уральского актива? Большинство компаний работают или с мизерной, или нулевой прибылью. Куда же улетают все деньги? Например, 1 сотрудник ЗАО "Промсервис" при нулевой выручке заработал – минус 80 тыс. рублей, ООО "Производственное Объединение Автоматика" – всего 399 тыс. рублей при выручке – 13 млн рублей… ООО "Узга-Инжиниринг" может похвастаться прибылью – минус 820 тыс. рублей.
ТСЖ "Авиаторы Урала", ООО "Спрей", ООО "Узга-АПД" работают без прибыли. А вот "Детский Сад №584" (почему у авиационной компании в списке "дочек" числится частное дошкольное образовательное учреждение – непонятно) заработал за 2018 г. аж 32 млн рублей! Правда, прибыль все равно остановилась на нулевой отметке.
Зачем Чемезову и Григорьеву детский сад?
То есть УЗГА, за плечами которого ворох сомнительных "дочек", больше смахивающих на "однодневки", для отвлечения внимания и вывода денег, регулярно получает "зеленые" из бюджета, конструирует новые судна на базе устаревших чертежей и диктует свои цены на авиарынке? Любопытно.
Но финансовая несостоятельность – это еще "цветочки". Предприятие не очень ратует за качество своей работы. Например, в 2005 г. в Малайзии разбился вертолет Ка-32. И не из-за профессиональных ошибок экипажа, а из-за разрушения компрессора, который покрывал диски турбины. При том, что развалившийся двигатель (ТВХ-117ВК), в который попали осколки диска накануне прошел капитальный ремонт на "УЗГЕ".
Причём диски для самолётов на тот момент выпускал только один питерский завод. В 2004 г. УЗГА выкупил десять комплектов, а отремонтировал двести двигателей… об этом писала "Российская газета". Получается на 190 двигателей "налепили" контрафактные диски вместо фирменных от производителя? Любопытно, что прокуратура пыталась возбудить уголовное дело, но процесс очень быстро "затих". Остается ждать новых человеческих жертв?
Есть вероятность, что катастрофа 2007 г. с самолётом Ту-154 под Донецком случилась как раз из-за поддельных деталей в двигателях, которые просто не выдержали мощности и перестали работать в экстренной ситуации.
Кстати, вскоре после аварии Ка-32 сотрудники ФСБ задержали автобус, в котором нашли интересный тайник с запасными частями вертолетов. Правда, детали клепались по упрощенной технологии и явно не в лучших лабораториях… а в неизвестной сельской мастерской, об этом писал "Век". А что? Безопасность превыше всего! Очень интересно, какими деталями напичканы самолёты, которые "УЗГА" планирует продавать за 12-14 млн долларов…
"Вспыхнуло" дело по статье "Недоброкачественный ремонт". Чуть позже два сотрудника, которые занимались перевозкой, погибли… Одного нашли повешенным, а второй "выпал" из окна. Уголовный процесс "замяли" из-за недостатка улик. То есть контрафактных деталей и внезапных подозрительных смертей было недостаточно?
"Уголовный" УЗГА?
Кстати, в том же 2005 г. пермская компания ОАО "Редуктор-ПМ" выкатила УЗГА претензии по поводу ремонта вертолетных редукторов ВР-8А и ВР-14. Правда, руководство уральского завода в личной беседе заявило, мол претензии к качеству не имеют под собой оснований, а "если вертолеты падают, то виноваты в этом техники или производители", об этом писал "Е1.ру". Именно так нужно решать вопросы с некачественным ремонтом?
Не очень заботился УЗГА и об экологии. По информации "Регнум" предприятие сбросило отходы нефтепродуктов в систему очистных сооружений Екатеринбурга. Ликвидировать последствия экологического коллапса вызывали спасателей местного "Водоканала"…
А позднее руководство УЗГА вообще обвинили в рейдерском захвате, мол, акционеров заставляли "добирать" до 100 ценных бумаг или продавать акции. Естественно, не у каждого сотрудника (а держателями актива были, в основном, они) были средства на новое приобретение. После того, как "по-хорошему" не получилось, на актив натравили обыски. Предприятие получило новое уголовное дело, теперь по обвинению в нелегальном вывозе военной продукции.
И на фоне всех скандалов уральский актив перешел в "руки" ОАО ОПК "Оборонпром". Из огня да в полымя? Именно в "Оборонпроме" в тесной спайке ранее работали Мантуров, Чемезов и Григорьев – председателем совета директоров, генеральным директором и первым заместителем генерального директора соответственно.
Крепкая дружба оформилась в крепкие подряды? Не зря же "Ростех" получает миллионы от Минпромторга. В том числе и на ребрендинг бьющихся Sukhoi Superjet 100…
Другу - лучшие подряды?
Но не только за "УЗГУ" схватилась троица. Мантуров и Григорьев могут стоять за уголовными делами, вспыхнувшими в отношении ОКБ имени Симонова. Недавно к компании подали иск на сумму более 640 млн рублей. Скорее всего, дело касается разработки беспилотного аппарата "Альтиус". Любопытно, но сначала заказ получил именно ОКБ. Директор – Александр Гомзин – получил около 3,6 млрд рублей на разработку, вот только позднее его арестовали, якобы за срыв сроков. В 2018 г. миллиардный заказ по счастливой случайности отдали УЗГА.
Не только на самолёты нацелилась троица? Но и на беспилотные аппараты? Сколько бюджетных денег достанется вездесущим Мантурову, Чемезову и Григорьеву от реализации "мутных" проектов УЗГА и сколько аварий ждать? Вряд ли суда по старым допотопным чертежам будут отвечать всем нормам безопасности, особенно если вспомнить, насколько "трепетно" УЗГА относится к качеству своей работы. "Три товарища" прибрали всё к рукам да ещё и за государственный счет?», - таким риторическим вопросом завершается публикация коллег редакции «Компромат-Урал» из издания СМИ The Moscow Post с не менее риторичным заголовком – «УЗГА приторговывает металлоломом?».
Следим за финансовыми манипуляциями в авиационной отрасли. Наш адрес для связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Ольги Смолиной
«Компромат-Урал»
Другие публикации
30.01.2025
На рынке соседствующего с Уралом Казахстана сегодня складывается крайне тревожная ситуация, особенно в контексте биржевых торгов с нефтепродуктами, сообщают информированные читатели в редакцию «Компромат-Урал». В то время как цены на топливо продолжают расти без явных оснований, а государственные органы продолжают демонстрировать бездействие, ситуация выходит за рамки простых рыночных колебаний. Явно прослеживается влияние "старого Казахстана" - тех структур и групп, которые продолжают управлять ключевыми секторами экономики, несмотря на обещания реформ и перемен. На фоне этих процессов растет ощущение, что экономика продолжает оставаться в руках ограниченного круга лиц, несмотря на заявления о необходимости преобразований.
Торговля углём, сжиженным газом и другими нефтепродуктами через контролируемую "старой элитой" биржу АО «Евразийская торговая система» вырисовывает картину монополизации, где решения о росте цен принимаются без логики, а прибыль делится между «своими». Биржа, фактически подконтрольная старым элитам, остаётся вне контроля государственных органов, что позволяет ей продолжать действовать в интересах узкого круга. В результате рынок нефтепродуктов становится не только непрозрачным, но и уязвимым для манипуляций. Это также связано с продолжающимся взаимодействием с сомнительными иностранными компаниями, что лишь усугубляет ситуацию.
27.01.2025
«Кошелёк Медведева» Игорь Ханукович Юсуфов и его отпрыск Виталий боятся компромата
Скандально известный долларовый миллиардер Игорь Юсуфов, известный как «кошелёк» семьи Дмитрия Медведева, старательно удаляет из поисковиков Google и «Яндекса» ссылок на сайты, рассказывающие о его связях с бывшим президентом и его имуществе, выяснило издание «Вёрстка».
Сын Игоря Юсуфова Виталий подавал иск к изданиям «Проект» и «Медуза», а также YouTube.
Чтобы удалить ссылки на статьи о себе из «Яндекса» Юсуфов воспользовался законом о «праве на забвение». Теперь при поиске страниц, содержащих имя миллиардера «Яндекс» выдаёт дисклеймер, что «часть результатов поиска скрыта в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ».
Для того, чтобы воспользоваться «правом на забвение» Юсуфов должен был предоставить решение суда, подтверждающее ложность опубликованной информации. Вероятно, таким решением стало постановление по иску от Виталия Юсуфова, сына миллиардера, к изданиям «Проект» и «Медуза», а также YouTube.
В 2023 году Юсуфов-младший требовал от «Проекта» удалить текст о том, как его семья стала держателем тайного бизнеса и активов Медведевых. От YouTube требовалось удалить видео-версию расследования, а от «Медузы» — перепечатку материала. В августе 2023 года суд отказал истцу. Однако, как обнаружила «Вёрстка», в марте этого года суд апелляционной инстанции пересмотрел решение в отношении «Проекта» и обязал издание удалить статью и выпустить опровержение.
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).