C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Путешествие из Бованенково в Сабетту. В чьих карманах осядут миллиарды, выделенные на заполярную железнодорожную магистраль?
12.01.2016
Заметным событием последних дней стало подведение итогов конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве по созданию и эксплуатации новой 170-километровой железнодорожной ветки «Бованенково-Сабетта» на полуострове Ямал. Как напоминают аналитики проекта «Компромат-Урал», государство вбухивает в освоение арктических запасов углеводородов гигантские средства – вот и на сооружение новой железнодорожной линии, по нынешней смете, запланировано 113 млрд рублей. Зная отечественные коррупционные издержки (тем более, в нефтегазовой отрасли), страшно даже подумать, какой будет фактическая сумма к финалу проекта! При том, что прогрессивный мир давно смотрит в сторону возобновляемых источников энергии... Но какая Россия без мегапроектов? А еще – мегараспилов и мегаоткатов… Наши коллеги из Ямало-Ненецкого автономного округа уже начали расследование на тему, кто и как будет осваивать миллиарды на пути из Бованенково в Сабетту, и выяснили много интересного…
С НАСТУПАЮЩИМ, ЯМАЛ! СЕГОДНЯ ДАН СТАРТ КРУПНЕЙШЕМУ РАСПИЛУ В ЯНАО
30 декабря в правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа подвели итоги конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) по созданию и эксплуатации новой железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково — Сабетта». Победителем конкурса стало ООО «ВИС ТрансСтрой», входящее в группу строительных компаний «ВИС».
Официальные условия распила
В соглашении отмечено, что в течение 36 месяцев — до конца 2019 года ООО «ВИС ТрансСтрой» обязуется за счет собственных и заемных средств осуществить работы по проектированию, разработке проектной документации и строительству железнодорожной линии. Объем инвестиций превышает 113 млрд рублей. После завершения строительства частный партнер обязуется осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию созданной транспортной инфраструктуры. Действие соглашения рассчитано на 21 год. По истечении этого срока, в конце 2036 года, железнодорожная линия будет безвозмездно передана в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа.
Как отмечают в правительстве ЯНАО, железнодорожная линия необщего пользования «Бованенково – Сабетта» будет являться заключительным звеном выхода Северного широтного хода «Энергия Арктики» (Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) на Северный морской путь. Ее протяженность превысит 170 км. Пропускная способность новой железнодорожной линии на пятый год эксплуатации составит 7 млн тонн; на 10 год – 14 млн тонн. Предусмотрено также перспективное развитие, при котором пропускная способность может быть увеличена до 35 млн тонн перевозимых грузов в год. Железнодорожная линия будет построена в однопутном исполнении, однако ямальские власти, как всегда, предусмотрели дополнительные траты и запланировали отсыпку земляного полотна под перспективный второй путь. Ширина колеи стандартная – 1520 мм, движение будет осуществляться на тепловозной тяге. Предполагаемая максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов составит 50 км/ч.
По официальной версии – все отлично: крупный проверенный крупными ТЭКовскими компаниями подрядчик, да только в биографии его не все так чисто, как хотелось бы…
Все мы делим пополам
Отрадно, что в очередной раз крупный ямальский проект отдается в руки одного из друзей главы «Газпрома» Алексея Миллера. Общество с ограниченной ответственностью «ВИС ТрансСтрой», что выиграло конкурс на строительство железной дороги, входит в Группу строительных компаний «ВИС» и является 100%-ным дочерним предприятием ООО «ПФ «ВИС». Генеральным директором ООО является Игорь Адольфович Снегуров, что скреплен с Алексеем Миллером старыми, добрыми и не совсем честными связями. И связано это с тем самым «делом Навального», вследствие которого последний попал в опалу не только российских олигархов, но и правительственных мужей.
Напомним, в 2009 году у компании «Газпром» было похищено более 60 млн. рублей. Речь шла о вскрытых в декабре 2009 года фактах мошенничества при поставках силового оборудования газовому монополисту силами компании «Газавтоматика» (ГА) и ее дочерних обществ: «Сервисгазавтоматика» и «Инвестгазавтоматика». Суть схемы хищения была в том, что в сделку по приобретению оборудования для «Газпрома» привлекались посредники, которым по прошествии сделки выплачивалась некая, отнюдь не маленькая компенсация. В коррупционных схемах, в частности, участвовал и Северо-Западный инвестиционно-промышленный банк, одним из совладельцев которого был и Игорь Снегуров.
СЕВЗАПИНВЕСТПРОМБАНК попал под пристальное внимание органов в 2005 году. Тогда же он удостоился звания «самой крупной нелегальной прачечной РФ», а следователи завели множество дел по статьям, касающимся отмывания денежных средств в особо крупных размерах. Между тем, всему руководству скандального банка уголовного преследования избежать удалось, и уже через несколько лет Снегуров со товарищи оказались привязаны к деятельности холдинга «Газпром центрремонт» (был образован на базе «дочки» «Газпрома» под названием «Центрэнергогаз» (ЦЭГ)). И здесь схема работы оказалась проста – бывшие банкиры образовали вокруг «Газпрома» плотное кольцо: трое стали генеральными директорами головных предприятий, а Снегурову досталась группа строительных компаний «ВИС», основным направлением деятельности которой является строительство. Сегодня «ВИС» потихоньку становится одним из основных генподрядчиков «Газпрома».
Странные связи
Довольно интересным фактом является то, что крупнейшим кредитором «ВИС» является тот самый СЕВЗАПИНВЕСТПРОМБАНК. Кроме того, большинство его акционеров — загадочные заокеанские офшорные организации. А в биографии уже есть немалые черные пятна – компания успела стать участником уголовного дела.
В 2008 году ООО «ПФ «ВИС» выиграла конкурс ОАО «ОГК-6» на модернизацию четверного энергоблока Череповецкой ГРЭС. Затем компания Снегурова заключила договор с ЗАО «Славимпэкс» на поставку нужной турбины для ГРЭС в срок до 2011 года. А 11 июля 2008 года «Славимпэкс», в свою очередь, заключило договор с ведущим российским производителем турбин ОАО «Силовые машины». Через пару месяцев «Славимпэкс» вышло из схемы, совершив 12 сентября 2008 года уступку права требования на 279 млн рублей. «ОГК-6» перевели компании необходимую сумму незамедлительно и прямиком попали в руки следствия, что усмотрело в сей схеме преступную.
Но все это не помешало «Газпрому» стать для ООО «ПФ «ВИС» крупнейшим партнером. И даже выступить поручителем по кредиту, что «ВИС» взяла у ВТБ для строительства горнолыжного комплекса в Сочи.
Ну что ж, думается, примерные схемы ввода-вывода-кражи средств задуманы и при строительстве нашей бедовой ямальской дороги. Да, собственно, для этого власти ЯНАО создали все условия… К примеру, в сегодняшнем правительственном пресс-релизе сказано, что железная дорога необщего пользования предполагает строительство множества сопутствующих объектов — приемо-отправочных и сортировочных парков, узловой станции, локомотивного депо, вахтовых комплексов, пассажирских платформ и железнодорожного вокзала на станции Сабетта. И даже отсыпку земляного полотна под перспективный второй путь, строительство которого, скорее всего, будет также отложено как и строительство железнодорожной части моста через реку Надым.
Другие публикации
30.01.2025
На рынке соседствующего с Уралом Казахстана сегодня складывается крайне тревожная ситуация, особенно в контексте биржевых торгов с нефтепродуктами, сообщают информированные читатели в редакцию «Компромат-Урал». В то время как цены на топливо продолжают расти без явных оснований, а государственные органы продолжают демонстрировать бездействие, ситуация выходит за рамки простых рыночных колебаний. Явно прослеживается влияние "старого Казахстана" - тех структур и групп, которые продолжают управлять ключевыми секторами экономики, несмотря на обещания реформ и перемен. На фоне этих процессов растет ощущение, что экономика продолжает оставаться в руках ограниченного круга лиц, несмотря на заявления о необходимости преобразований.
Торговля углём, сжиженным газом и другими нефтепродуктами через контролируемую "старой элитой" биржу АО «Евразийская торговая система» вырисовывает картину монополизации, где решения о росте цен принимаются без логики, а прибыль делится между «своими». Биржа, фактически подконтрольная старым элитам, остаётся вне контроля государственных органов, что позволяет ей продолжать действовать в интересах узкого круга. В результате рынок нефтепродуктов становится не только непрозрачным, но и уязвимым для манипуляций. Это также связано с продолжающимся взаимодействием с сомнительными иностранными компаниями, что лишь усугубляет ситуацию.
27.01.2025
«Кошелёк Медведева» Игорь Ханукович Юсуфов и его отпрыск Виталий боятся компромата
Скандально известный долларовый миллиардер Игорь Юсуфов, известный как «кошелёк» семьи Дмитрия Медведева, старательно удаляет из поисковиков Google и «Яндекса» ссылок на сайты, рассказывающие о его связях с бывшим президентом и его имуществе, выяснило издание «Вёрстка».
Сын Игоря Юсуфова Виталий подавал иск к изданиям «Проект» и «Медуза», а также YouTube.
Чтобы удалить ссылки на статьи о себе из «Яндекса» Юсуфов воспользовался законом о «праве на забвение». Теперь при поиске страниц, содержащих имя миллиардера «Яндекс» выдаёт дисклеймер, что «часть результатов поиска скрыта в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ».
Для того, чтобы воспользоваться «правом на забвение» Юсуфов должен был предоставить решение суда, подтверждающее ложность опубликованной информации. Вероятно, таким решением стало постановление по иску от Виталия Юсуфова, сына миллиардера, к изданиям «Проект» и «Медуза», а также YouTube.
В 2023 году Юсуфов-младший требовал от «Проекта» удалить текст о том, как его семья стала держателем тайного бизнеса и активов Медведевых. От YouTube требовалось удалить видео-версию расследования, а от «Медузы» — перепечатку материала. В августе 2023 года суд отказал истцу. Однако, как обнаружила «Вёрстка», в марте этого года суд апелляционной инстанции пересмотрел решение в отношении «Проекта» и обязал издание удалить статью и выпустить опровержение.
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).