C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Олигархическая медиа-война. Миллиардеры Мазепин и Скуров закусились за Копейский машзавод
1.11.2016
Читатели из Прикамья попросили редакцию «Компромат-Урал» отразить в нашей ленте материалов тему противоборства двух олигархов из рейтинга Forbes: 48-летнего Дмитрия Мазепина ($ 1,3 млрд) и 63-летнего Анатолия Скурова ($ 0,95 млрд). Их схватка связана с деятельностью АО «Копейский машиностроительный завод» и уже широко вышла в паблик.
Копейский машзавод, принадлежащий Скурову, оказался недоволен тем, что подконтрольный Мазепину «Уралкалий» собрался ремонтировать и обслуживать произведенный в Копейске проходческий комбайн «Урал-20Р» не, как обычно, в Челябинской области, а в далекой Чехии. Против «Уралкалия» стали выходить заказные публикации в стиле «великодержавной» истерии. Копейские патриоты предъявили «Уралкалию» подрыв путинского импортозамещения, наплевательство на нужды рабочих и (тсс!) сбыт секретных комбайнерских разработок аж в страну НАТО!
Как отмечают аналитики портала «Компромат-Урал», пиарщики Мазепина тоже за словом в карман не полезли и запустили «ответку». Причем не копейскую, а более аргументированную, основанную на цифрах. «Уралкалий» доказывает, что завод Анатолия Скурова нагло завышает цены на свою продукцию и услуги. Калийный гигант просит вмешаться в ситуацию руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева (за злоупотребление доминирующим положением на рынке) и главу Центробанка как финансового мегарегулятора Эльвиру Набиуллину (за сокрытие на сайте Копейского машзавода обязательных сведений и показателей о деятельности акционерного общества). Редакция «Компромат-Урал» дружно следит за тем, чья возьмет в зарубе толстосумов…
«УРАЛКАЛИЙ» ПОЛАГАЕТ, ЧТО «КОПЕЙСКИЙ МАШЗАВОД» НЕОБОСНОВАННО ПОВЫСИЛ ЦЕНЫ НА ТЕХНИКУ
28.10.2016
Разгорается конфликт между крупнейшим в России производителем калийных удобрений – ПАО «Уралкалий» и АО «Копейский машиностроительный завод» (КМЗ), одним из основных производителей горной техники для подземной разработки калийной руды.
ПАО «Уралкалий» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия «Копейского машзавода». Калийная компания заявила, что с 2013 года столкнулась со стремительным ростом цен на продукцию машзавода. В течение 2014-2015 годов цены на комбайны «Урал 20Р» выросли на 30%, а в этом году – на 72%. такой рост цен не может быть объяснен экономическими факторами, полагают в компании. С 2013 по 2015 годы «Уралкалий» закупил у АО «КМЗ» проходческих комбайнов на 1,9 млрд руб.
Антимонопольщики не выявили признаков нарушения антимонопольного законодательства, компании отказали в возбуждении дела. ФАС установила, что с 2013 года поставки комбайнов «Урал» осуществлялись в соответствии с договором, которым установлена базовая цена комбайнов и формула расчета стоимости продукции в последующих периодах.
В АО «Копейский машиностроительный завод» ситуацию пока не комментируют.
ОАО «Копейский машиностроительный завод» (КМЗ, Челябинская область) является крупнейшим производителем в России горнодобывающей техники. Выпускает более 50 видов оборудования: горнопроходческие комбайновые комплексы, погрузочные, буропогрузочные и врубовые машины, проходческо-очистные комбайны, самоходные буровые установки, обогатительное оборудование и продукцию общего машиностроения. Ранее собственниками КМЗ были акционеры «Сильвинита» (Петр Кондрашев и Анатолий Ломакин, они купили Копейский машзавод в 2007 году – прим. «Компромат-Урал»), которые в 2012 голу продали его президенту «Сибуглемета» Анатолию Скурову, бывшему акционеру «Уралкалия».
Выручка АО в 2015 году – 3, 3 млрд руб., (в 2014 году – 2, 4 млрд руб.), чистая прибыль – 337 млн руб. ( в 2014 году – 1, 4 млн руб.)
***
ПОСЛЕДНЕЕ КОПЕЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
«Копейский машиностроительный завод» более чем на 70% повысил стоимость своей продукции в течение одного года, пользуясь своим монопольным положением на рынке
27.10.2016
Как сообщает «Российская газета», призывы правительства к импортозамещению были поняты некоторыми российскими компаниями превратно. В тяжелой для всех обстановке кризиса, санкций и ухудшающихся отношений с Западом они решили под шумок воспользоваться монопольным положением и буквально «раздеть» своих давних, российских же, контрагентов.
Ярчайший пример – АО «Копейский машиностроительный завод» из Челябинской области, деятельность которого в последние несколько лет нельзя охарактеризовать иначе как «саботаж» и «вредительство». Предприятие со славной 70-летней трудовой историей является единственным в нашей стране производителем проходческих комбайнов. От закупок и обслуживания этой сложной техники зависит стабильная работа ПАО «Уралкалий» — ведущего мирового производителя хлоркалия, одного из главных налогоплательщиков Пермского края и поставщика валютной выручки в Россию. В 2013-2015 гг. калийщики закупили техники на 3,5 млрд руб., строго соблюдая выставленные заводом условия – сначала деньги по предоплате, и только потом – производство и поставка.
Казалось бы, такого клиента машиностроители должны были носить на руках. Но непомерные аппетиты хозяев копейского завода вкупе с соблазнительной перспективой списать все на кризис превратили долговременное партнерство в натуральный грабеж с элементами шантажа. По данным «Уралкалия», цена на машины «Урал-20Р» в 2014 году выросла на 23,1% по сравнению с 2013 г., в 2015 г. — еще на 29,9%, а в 2016 г. и вовсе подскочила сразу на 72,2%. То есть, за эти годы цена машин выросла почти в три раза. Трехкратный рост себестоимости? Да нет, отделывать кабины комбайнов редкими породами дерева никто не стал. Все производится из тех же российских материалов на том же оборудовании, что и раньше. А вот в трехкратный рост аппетитов хозяев КМЗ поверить куда легче.
С ремонтом и техобслуживанием техники ситуация еще хуже – подчас КМЗ завышает цену на запчасти в десять (!) раз по сравнению с себестоимостью, при этом качество работ оставляет желать лучшего. Итог известен – работать на таких условиях для «Уралкалия» равносильно закрытию производства. Поэтому многолетнее партнерство сегодня фактически развалилось – ремонты не производятся, а новая техника не поставляется.
При этом деятельность публичной компании «Уралкалий» остается совершенно прозрачной – на официальном сайте всегда можно найти последние данные о ее результатах в отчетном периоде и финансовом положении. Зато показателей КМЗ за последние несколько лет днем с огнем не сыскать, что тоже наводит на определенные мысли.
В поисках выхода из сложившейся ситуации «Уралкалий» пытался обратиться в ФАС РФ. Однако служба предпочла самоустраниться, мотивировав это отсутствием достаточного количества доказательств монопольного положения поставщика, то есть КМЗ. Какие еще доказательства могут быть нужны, помимо тех, что больше в России эту продукцию никто не производит? Почему никого не насторожил рост цен более чем на 70% в течение одного года? Остается лишь гадать.
Отчаявшись найти компромиссное решение, «Уралкалий» вынужден был искать альтернативы за рубежом – комбайны должны обслуживаться, иначе шахтеры не смогут работать. Но руководство КМЗ такой вариант, разумеется, не устроил, и чтобы добавить веса своим аргументам, оно прибегло к старому доброму социальному шантажу с взятием в заложники трудового коллектива предприятия. «Не купите у нас втридорога, тут рабочие моногорода с голоду умрут». Нормальной работе в такой обстановке места нет, поэтому в 2015 году на КМЗ 64 человека были сокращены, а 641 был переведен на неполный рабочий день. Надо сказать, что положение завода и без того не было радужным: над производственной площадкой нависла угроза сползания в старый угольный карьер, а загрузка производства на сегодня, по данным отраслевых источников, составляет не более 50%.
Итог предсказуем: увы, но хозяевам КМЗ, очевидно, совсем не жаль завод и его коллектив. В угоду своим интересам они превратили некогда успешное и уникальное в масштабах страны предприятие в инструмент шантажа и вымогательства, грозящего сорвать работу крупнейшего в мире калийного производства. Насколько ответственна эта политика в условиях кризиса и технологической блокады, будем надеяться, разберутся власти.
Игорь Иванов
«Новые ведомости»
***
КОМУ КУРС ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НЕ УКАЗ?
Компания «Уралкалий» под видом ремонта вывозит в Чехию уникальный горнопроходческий комплекс российского производства
24.10.2016
Федеральной службе по техническому и экспортному контролю предстоит решить непростой вопрос: разрешать или нет компании «Уралкалий» вывоз из России в Чехию на фирму T Machinery уникальный проходческо-добычной комбайн «Урал-20Р» производства Копейского машиностроительного завода?
Как ни странно, но от ответа на него в значительной степени зависит понимание реальности программы импортозамещения в стране и отношения к ней собственников крупных компаний.
Российские ноу-хау оптом и в розницу
Несколько дней назад в Новосибирской области завершился судебный процесс о попытке контрабанды около полусотни электронно-оптических преобразователей, на основе которых изготавливаются приборы ночного видения. Продукцию одного из новосибирских заводов контрабандисты пытались вывезти в Гонконг. И, по некоторым данным, Гонконг не являлся конечным пунктом назначения комплектующих. Преобразователи должны были поступить в одну из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. А на днях в Венском коммерческом суде начало рассматриваться дело «Силовые машины» против Böhler». Российская компания, принадлежащая владельцу «Северстали» Алексею Мордашову, заявила, что Böhler использовала чертежи «Силовых машин», выполняя заказ на поставку лопаток турбин для Хмельницкой АЭС. Теперь «Силовые машины» требуют от Böhler 2,72 млн евро.
Однако австрийцы с обвинениями не согласны. Они заявляют, что получили чертежи от заказчика – украинской компании «Энергоатом», которая предоставила все необходимое для составления чертежей некоей дюссельдорфской фирме. А та уже и подготовила их для Böhler.
Выступая перед журналистами по завершении саммита БРИКС, Владимир Путин признался, что у него была большая тревога по поводу импортозамещения в промышленности. Тем не менее, президент отметил рост отечественной высокотехнологичной продукции и переход отечественных компаний на новый технологический уровень. Причем ранее он подчеркивал, что «речь идет прежде всего о наиболее важных технологиях, о технологиях двойного назначения». «Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе имею в виду станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и арктического шельфа», – подчеркивал Владимир Путин, предполагая, что «здесь нашим промышленникам могут серьезно помочь отечественные сырьевые и инфраструктурные компании», которые «должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию».
Конечным же результатом импортозамещения президенту видится «наращивание несырьевого экспорта для встраивания наших компаний в глобальные производственные и технологические альянсы, и не на вторых ролях, а в качестве сильных, эффективных партнеров».
Вот только ни президент, ни российские промышленники, наверное, не ожидали, что, выйдя на рынок со своей высокотехнологичной продукцией, они столкнутся не просто с международной конкуренцией и с промышленным шпионажем, но и, что более неожиданно, некорректным поведением своих же российских партнеров.
И да, как оказалось, не все сырьевые компании поддерживают программу президента.
Свежий пример: грузовики с разобранным комбайном «Урал-20Р», которые стоят где-то и только и ждут разрешения таможни, чтобы стартовать в Чехию.
Импортозамещение – это только для правительства?
Видимо, в преддверии приезда на рудники «Уралкалия» следователей из Генеральной прокуратуры, которые по поручению президента должны проверить компанию, на канале «Россия 24» в цикле «В рабочий полдень» вышел комплиментарный фильм, посвященный основному акционеру «Уралкалия» Дмитрию Мазепину. Здесь известный российский бизнесмен постарался предстать в образе социально ответственного патриотичного предпринимателя.
В музее компании на фоне работающей модели комбайна «Урал-20Р» он рассказывал автору и ведущей программы Наиле Аскер-заде о том, что «Россия – уникальная страна», «поэтому, если можно расти, не выходя за пределы, мы не смотрим за рубеж». Естественно, здесь не упоминалось о состоявшемся в начале лета расширенном совете директоров «Уралкалия», где было объявлено о начале партнерства с чешской компанией T Machinery, которая и будет в перспективе производить для калийщиков новые комбайны. Ну а начаться сотрудничество должно с того, что на чешские заводы будет направлен на ремонт один из имеющихся в компании комбайнов.
Рассказывают, что на прозвучавшие вопросы о том, как на фоне антироссийских санкций обосновать замену российской техники импортной, Дмитрий Мазепин будто бы посоветовал участникам совещания не обременять себя заботами правительства России.
А ведь действительно странно, что горный комбайн с полным комплектом новых запчастей вывозят на капитальный ремонт из России в чешскую фирму, которая подобного оборудования просто не производит. Следует отметить, что речь идет о сложной технике с массой более 100 тонн. При этом от рудников «Уралкалия» до завода в Копейске – 700 километров, до предприятий T Machinery в Чехии – 3500, потому целесообразность подобной сделки вызывает сомнения.
Договор на ремонт комбайна «Урал-20Р» между «Уралкалием» и T Machinery был заключен в августе этого года, но для оформления документов на вывоз товара из России потребовалось экспертное заключение. И вероятно, к удивлению руководства «Уралкалия», полученное в сентябре от экспертной организации идентификационное заключение не дает права на вывоз комбайна «Урал-20Р», который относится к продукции, включенной в контролируемый список товаров и технологий двойного назначения.
Не будем забывать, что Чехия – страна НАТО. Комбайн, конечно, не танк, но тем не менее…
Тем не менее следует ожидать, что «Уралкалий» предпримет повторную попытку получить разрешение на вывоз комбайна, обратившись уже в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю.
А мы пойдем на Запад?
Необходимо упомянуть также, что «Урал-20Р» имеет узлы, которые должны изготавливаться или ремонтироваться в соответствии со специальными чертежами безопасности для работы в подземных условиях. У чехов таких чертежей быть не может, как, вероятно, и другой документации, обеспечивающей качественный ремонт.
Так что же вдруг побудило «Уралкалий» после стольких лет успешного сотрудничества с Копейским машиностроительным заводом искать партнеров в Чехии, поставив под угрозу в том числе и безопасность собственных рабочих? Почему контракт на капитальный ремонт «Урал-20Р» руководство компании заключает с заводами чешской T Machinery, которая изготавливает легкое оборудование для угольных шахт и никогда не производила тяжелую проходческую технику для добычи калийной руды?
Сложно поверить, что заводы T Machinery, находящиеся за тысячи километров от рудников «Уралкалия», не имея даже чертежей, смогут обеспечить качественный ремонт сложной горнорудной техники дешевле, чем находящийся практически по соседству производитель. А потому трудно отделаться от мысли, что ремонт копейских машин в Чехии лишь прикрытие для какой-то иной цели «Уралкалия».
Тем более что вместе с разобранным на узлы комбайном к отправке подготовлено большое количество новеньких, взятых со склада деталей и сборочных компонентов, изготовленных по заявкам заранее на Копейском машиностроительном заводе. Всего этого хватило бы, чтобы провести ремонт комбайна на месте в Березниках, возможно, при технической поддержке завода, как это традиционно делалось многие годы. Вывоз же высокотехнологичной машины с полным комплектом новых деталей создает реальную угрозу копирования техники.
Эти опасения небеспочвенны, учитывая аналогию с упоминавшимися выше «Силовыми машинами». По факту «Уралкалий» сам вывозит из России отечественное ноу-хау и передает чехам российские технологии. Получив «Урал-20Р» с полным комплектом запасных частей и узлов, T Machinery может досконально, до винтиков, изучить его, скопировать, а там уже при необходимости и наладить производство.
Но какая выгода от всего этого «Уралкалию»? После визита на рудники в Березниках генерального директора T Machinery Зденека Гайдика с группой конструкторов здесь ходят не подтвержденные пока никак слухи о том, что владельцы «Уралкалия» хотят купить чешский завод и производить там проходческое оборудование самостоятельно, кинув давних партнеров в Челябинске. Чехи, возможно, оценив сложность российского оборудования, решили, что процесс копирования пойдет быстрее, если разобранный «Урал-20Р» привезти к ним на завод.
Но какими бы ни были попытки объяснить смысл этой сомнительной сделки, налицо виден потенциальный удар в спину российскому машиностроению. Похоже, что в закладку выработанных рудников «Уралкалий» намерен закопать и государственную политику импортозамещения. Точнее, замещение будет, но наоборот – российское на импортное, то есть от реальной импортонезависимости к умышленной ориентации на импорт. На фоне обсуждения Евросоюзом новых антироссийских санкций подобная политика выглядит цинично и вызывающе.
О последствиях же этого шага «Уралкалия» можно судить и по примеру «Силовых машин», и по истории с РСК «МиГ». Корпорация на уровне международного скандала вынуждена была отстаивать свои права разработчика и производителя, когда болгары изъявили желание отказаться от «дорогих» услуг российской компании и произвести ремонт МиГ-29 ВВС Болгарии на польских заводах. Ну и известны проблемы самого популярного российского бренда – автомата Калашникова, который производится сегодня практически кем угодно, даже заводами в США. На недобросовестной конкуренции концерн «Калашников» теряет миллионы долларов.
Скопировать высокотехнологичный горнопроходческий комплекс сложнее, чем автомат, но последствия могут оказаться такими же.
Намерение «Уралкалия» вывезти комбайн в Чехию приведет к значительному снижению заказов на Копейском машиностроительном заводе, что обернется убытками для градообразующего предприятия, и соответственно к социальным проблемам в городе и Челябинской области – снижению налогооблагаемой базы, потере рабочих мест. Зато рабочие места будут создаваться в стране Евросоюза.
Полтора года назад Копейский машиностроительный завод приказом Минпромторга России отнесен к перечню предприятий тяжелого машиностроения, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. Кроме того, копейские машиностроители активно реализуют программы в соответствии с приказом Минпромторга «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения».
Действительно, заводов, которые производят аналогичные проходческо-добычные комбайны, в мире единицы. А машин, подобных «Урал-20Р», просто не существует. Это тот самый пример, когда отечественная промышленность может гордиться своими достижениями, но потребители этих машин, такие как «Уралкалий», почему-то продолжают искать партнеров за рубежом. И это несмотря на то что завод в Копейске многие годы обеспечивает все угольные шахты России горнопроходческой техникой и все рудники «Уралкалия» добычными комбайнами. Все десятки миллионов тонн калийной руды, которые компания достает из-под земли, добываются комбайнами из Копейска.
Да и сам «Уралкалий» дает высокую оценку копейской технике. Так, год назад, когда здесь хвастались приобретением двух новых «Урал-20Р», в пресс-релизе компании говорилось о том, что они были изготовлены специально по заказу «Уралкалия» в рамках программы по увеличению производительности комбайновых комплексов. И как отмечал Эдуард Смирнов, первый заместитель технического директора по горным работам ОАО «Уралкалий», «увеличение производства в наших шахтах невозможно без повышения наработки на комбайн. Внедрение более производительной и надежной техники ведет к повышению безопасности и эффективности горных работ».
Примечательно, что в создавшихся условиях государство, кажется, не имеет механизмов защиты отечественного производителя, даже когда речь идет о предприятиях, оказывающих существенное влияние на отрасль. Возможно, что следователям Генеральной прокуратуры, которые по поручению президента выехали проверять компанию, следует не только поинтересоваться вопросами экологии и решением социальных проблем в регионе, но и задать вопросы о странных сделках компании с чешскими заводами. Как минимум сохранят деньги для российского бюджета, хотя задача-максимум – не дать похоронить отечественного производителя и всю программу импортозамещения в российском машиностроении.
Виктор Соболев
«Наша версия»
Другие публикации
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.
21.10.2024
В Москве в рамках уголовного дела об особо крупном мошенничестве под домашний арест помещён бенефициар «РАТМ Холдинга» Эдуард Таран, скандально известный по публикациям проекта «Компромат-Урал». В апреле 2024 года в материале под заголовком «Раскулаченный Таран. Бенефициара РАТМ-Холдинга «разденут» в Генпрокуратуре и СК» мы прогнозировали печальную участь скандального бизнесмена.
На этот раз следствие называет Тарана заказчиком криминальной схемы по установлению контроля над новосибирским аквапарком «Аквамир», принадлежавшим обанкротившейся компании «ВДТ строй» и находившимся в залоге у также признанного банкротом Межтопэнергобанка.
В числе изобличённых подельников господина Тарана – замглавы госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов», бывший зампрокурора Новосибирской области Александр Попелюх, топ-менеджер «РАТМ Холдинга» Аркадий Тарабрин, экс-руководитель сибирского филиала ФГУП «ФТ-Центр», ранее судимый за мошенничество Евгении Богорад, арбитражный управляющий «ВДТ строй» Дмитрий Воронин и экс-замминистра экономического развития Новосибирской области Наталия Муханова.
Это далеко не первый факт, когда Эдуарда Тарана привлекают к уголовной ответственности: в 2010 году он несколько месяцев провел в СИЗО в качестве обвиняемого в даче взятки сотруднику МВД, а в 2018-м бизнесмена заподозрили в уклонении от уплаты налогов более чем на 150 млн рублей в рамках сделки по продаже «Ростеху» акций Лыткаринского завода оптического стекла. Во втором случае дело Тарана было закрыто новосибирским управлением СКР: как писали СМИ, этому поспособствовал бывший в то время руководителем новосибирского Следкома Андрей Лелеко. Так что сюжет вокруг связей Тарана в «землячестве» новосибирских силовиков, как отмечает редакция «Компромат-Урал», на этот раз пополняется экс-прокурором Александром Попелюхом.
6.10.2024
«Здравствуйте, уважаемая редакция «Компромат-Урал»! Хотим поделиться с вами информацией об Артёме Фазлетдинове, драчливом адвокате и экс-сотруднике Следственного комитета РФ, которого вы прославили одними из первых.
Информируем вам о том, что происходит в Башкортостане в связи с его делом. На этот раз мы не просим ни о чем и не обращаемся к органам власти. Просто хотим поделиться ситуацией, чтобы вы и ваши читатели могли оценить и, возможно, поиронизировать над происходящим.
В нашем регионе разыгрывается настоящая комедия и издевательство над правоохранительной системой и системой правосудия. Мы обескуражены тем, как органы предварительного следствия, прокуратура и суд не могут справиться с одним жуликоватым адвокатом, который открыто демонстрирует своё пренебрежение к ним.