C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Вёрткий «маринетчик»? Неслучайные маршруты экс-замминистра Виктора Олерского на пути к роскошной жизни
16.08.2019
Бывшие высокопоставленные чиновники, едва оставив государственные должности, начинают открыто жить с олигархическим размахом. В России это становится вызывающей нормой. А любой вчерашний «слуга народа» на общественные претензии о происхождении своих капиталов может уверенно прокричать: «Ничего не докажете! Закон не нарушал!». Так и есть: «резиновые» законы ведь написаны для их же, чиновничьего, удобства.
Как стало известно редакции «Компромат-Урал», несколько недель назад бывший замминистра транспорта РФ, экс-глава Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), 54-летний Олерский Виктор Александрович (ИНН 781011703504) стал счастливым бенефициаром вновь созданного ООО с каким-то непатриотичным названием «Водоход Трэвел Сервисез». Партнёрами Олерского в капитале туристической компании стали двое небезызвестных деятеля. Это Ришат Багаутдинов (ИНН 770400549303), он же с февраля 2019 года руководит ООО со схожим наименованием - «ВодоходЪ» (глава совета директоров – опять Олерский), имеет доли в капитале десятка других фирм. И Владимир Касьяненко (ИНН 232202125603), мелькающий в тех же ООО, что и Багаутдинов.
Директором «Водоход Трэвел Сервисез» эта троица поставила Юрия Штрамбранда (ИНН 519017999852). В 2017 году на Штрамбранде ровно шесть месяцев «висело» ООО «Грин Хауз Трейдинг», затем переоформленное на Александра Плаксунова (ИНН 519046520746), о роли этих и других лиц в интересной цепочке, выводящей на Олерского, редакция «Компромат-Урал» планирует рассказать дополнительно.
Недавно телеканал «Арктик-ТВ», по сути, поймал господина Олерского на лжи (лукавестве или заблуждении?). Журналисты напомнили, что «в марте 2016 года заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский сказал, что строительство Мурманского транспортного узла завершится в 2018 году. Как часто у нас чиновники высокого ранга говорят о нереальных сроках возведения объектов, зная, что за это они не понесут никакой ответственности…». То есть, правительственный госслужащий Виктор Александрович Олерский был уверен, что за «бла-бла-бла» ему ничего не грозит? Знал, что вскоре без лишней публичности и (хотя и дырявых, но) запутанных антикоррупционных стандартов сможет «плести паутину» из своих фирм и фирмочек?
Ранее Виктор Олерский получил диплом кандидата технических наук за анализ «транспортного процесса перевозок со случайными маршрутами». Но к своему богатству экс-чиновник наверняка прокладывал отнюдь неслучайные маршруты. В июле 2019 года Олерский оказался во главе рабочей группы «Маринет». «Значит, теперь перед нами не просто коммерсант-водоходчик, а целый маринетчик стратегического назначения», - иронизируют читатели издания «Компромат-Урал».
Деятельностью господина Олерского заинтересовалась не нуждающаяся в представлении программа «Момент истины». Официальный сайт программы сообщает:
«СМИ пишут о том, что экс-зам министра транспорта Виктор Олерский решил ещё глубже закопаться в предпринимательство… Олерский решил зайти и на теплоходный рынок. Также СМИ пишут и о том, что в следующем месяце в Мурманске начнет работать рыбоперерабатывающий завод, строительством которого занимаются сын бывшего министра транспорта Глеб Франк и бывший заместитель министра транспорта Виктор Олерский. Стоимость этого завода – 700 миллионов рублей.
Как же Олерскому удалось заполучить верфь Arctech Helsinki Shipyard? По данным источников, изначально верфь была создана как дочернее предприятие STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation. Но через некоторое время ОСК приобрела 50% верфи, а после выкупила и вторую половину. Верфь, о чём неоднократно писали СМИ, специализируется на судах ледового класса. ОСК несколько месяцев вела переговоры с российскими инвесторами для сохранения и использования актива в интересах России. Но пока ещё имеются большие проблемы с этим. Переговоры продолжаются, но сделка уже находится на финальной стадии. Верфь приобретают Виктор Олерский и его многолетний бизнес-партнер Ришат Багаутдинов», - отмечает «Момент истины».
Более подробное досье накануне представило издание СМИ «The Moscow Post» в материале под заголовком «Золотые паруса в “лодку” Олерского». Ещё одна большая цитата от редакции «Компромат-Урал»:
«В сентябре в Мурманске начнет работать рыбоперерабатывающий завод, который дружно строят Глеб Франк, сын бывшего министра транспорта и бывший заместитель министра транспорта Виктор Олерский. Об этом пишет "Фонтанка". Стоимость завода 700 млн. рублей. На предприятии совсем скоро начнут ежедневно производить 50 тонн замороженного филе, стейков и фарша из трески и пикши. Ожидаемая выручка заводика – 2,5 млрд. рублей в год.
Вот как должны работать связи бывших высокопоставленных чиновников, которые ещё недавно отвечали за дела государственной важности, а сегодня, спрыгнув с трамплина, который дал им огромные возможности в предпринимательской деятельности, строят свои бизнес-империи.
Напомним, что Глеб Франк контролирует «Русскую рыбопромышленную компанию» (РРК). И тут тоже не обошлось без господина Олерского: он входит в Совет директоров РРК. Появление Олерского в совете директоров у Франка-младшего вряд ли случайно. Напомним, что Глеб Франк – сын Сергея Франка, экс-министра транспорта, сегодня папа Франк - глава ПАО «Совкомфлот». Виктор Олерский состоит и в Совете директоров «Совкомфлота». Напомним также, что кресло министра Франк занимал с 1998 по 2004 годы. И именно тогда Олерский лудил свою транспортную империю.
Получается, что господин Олерский полностью ушёл в разносторонний бизнес: он занимается строительством и ледоколов, и пароходов, и круизных лайнеров. Возводит рыбоперерабатывающий завод. И, похоже, мхом проросли все уголовные дела, в которых Олерский проходил или свидетелем, или пострадавшей стороной. И даже... И когда на нары садилось очередное его плотное окружение, Олерский все равно выходил чистеньким. Помогали связи и «крыша»?
«Рыбу в мутной воде» исследовал корреспондент The Moscow Post.
Заполучил финскую верфь
Как же г-ну Олерскому удалось заполучить верфь Arctech Helsinki Shipyard? Напомним, что верфь в самом начале была создана как дочернее предприятие STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation. В 2011 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) приобрела 50% верфи. Полностью ОСК выкупила верфь в 2014 году.
Но и проблемы Arctec начались в 2014 году, когда ОСК попала под санкции США. Стало сложно привлекать деньги в забугорных банках. И свою отрицательную роль сыграла девальвация рубля. Arctech получила огромные убытки от строительства ледокола «Мурманск» для Росморпорта. Тогда «Совкомфлот» оштрафовал судостроительную компанию на 50 млн. долларов за задержку постройки 4 кораблей для проекта «Сахалин -2».
Напомним также, что верфь специализируется на судах ледового класса. ОСК несколько месяцев вела переговоры с российскими инвесторами для сохранения и использования актива в интересах России. Но пока ещё огромной проблемой остаются долги финской верфи. Продолжаются переговоры о формате капитального займа. Но этот займ ОСК списать никак не может. Возврат денег намереваются привязать к исполнению бизнес-плана Arctech на ближайшие 10 лет. Но вот процентная сага останется за Объединенной судостроительной корпорацией.
О том, что сделка находится на финальной стадии, на заседании российско-финской Международной правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству заявил президент ОСК Алексей Рахманов.
Верфь, таким образом, приобретают Виктор Олерский и его многолетний бизнес-партнер Ришат Багаутдинов, совладелец компании «Водоходъ» и «Пола Групп». Олерский забирает Arctech с долговыми нагрузками. Но, похоже, это почему-то не особо волнует бывшего чиновника.
Похоже, верфь Олерскому нужна для новых грандиозных проектов. По всей видимости, Олерский вместе с компаньоном собирается двигать новые ледоколы для Северного морского пути, поскольку ГК «Росатом» тормозит с выпуском ледоколов проекта 22000.
О своих СПГ-ледоколах для Севмоопути уже заявил и глава «НОВАТЭК» Леонид Михельсон.
Таким образом, Олерский и Багаутдинов приходят в большую «игру»? А смена владельца выведет финскую верфь из-под санкций США.
В этой связи сам собой возникает вопрос: а вернёт ли г-н Олерский свой бельгийский паспорт, который он сдал, когда получил пост заместителя министра транспорта РФ? Ведь семья Олерского давно живёт в Бельгии.
У бывшего госчиновника есть недвижимость и в Бельгии, и в Финляндии. В Бельгии - это дом площадью 370 кв. м., приобретенный по случаю и в кредит, как объясняет журналистам сам Олерский. И еще там же, в Бельгии, ему принадлежит земельный участок более 2060 кв. м. В Суоми у него есть тоже земля - участок более 28 тыс. кв. м. Остается лишь догадываться, каким образом г-н Олерский стал столь знатным латифундистом?
Шлиссельбургское дело
Но вспомним кое-какие события из жизни господина Олерского. Итак, в 2009 году глава Министерства транспорта РФ (на тот момент) Игорь Левитин предложил Виктору Олерскому должность первого заместителя.
Г-н Олерский предложение принял, но вот только запамятовал, что у него есть иноземное гражданство, а также паспорт Бельгии. Всё это раскопали дотошные журналисты, и свежеиспеченный министерский чиновник вынужден был сдать свою иноземную ксиву, поскольку гражданство иной страны несовместимо с службой Отечеству.
Но тут возникает и такой закономерный вопрос. Слава о делах Олерского бежала впереди него самого. Он уже ярко отметился в области слиянии-поглощении разного рода компаний. Неужели помощники министра Левитина не могли предупредить своего патрона?
И тут как-то сразу вспоминается так называемое шлиссельбургское дело. События имели место быть в Шлиссельбурге в Ленинградской области. Олерский, будучи в должности председателя совета директоров компании «Северо-Западное пароходство», с помощью мэра Шлиссельбурга Дмитрия Василенко виртуозно увел производственные мощности ОАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота». Сотни сотрудников ремонтной базы оказались на улице. Но зато Дмитрий Василенко вскоре занял пост директора по внешним связям компании «Северо-Западное речное пароходство». В этом деле самое прямое участие принимал и уже несколько подзабытый герой - сенатор от Башкирии Игорь Изместьев, который уже несколько лет сидит в камере номер 16 колонии «Белый лебедь» для пожизненно осужденных. Эта тюрьма находится в Соликамске. Об этом писал сайт "В море-окияне". Потом эта же троица занялась прихватизацией компании «Северо-Западное речное пароходство». Группе захвата силились оказать сопротивление директор Петербургского речного порта Евгений Хохлов и глава концерна «Орими» Дмитрий Варварин. Но борьба была короткой, потому что Хохлов и Варварин были застрелены. Именно после расстрела Хохлова и Варварина гражданин Бельгии получил полный контроль над компанией «Северо-Западное речное пароходство». Потом компания перешла к сенатору Изместьеву. И после некоторых манипуляций и появилось ОАО «Северо-Западное речное пароходство».
Операция «Башнефхимторг»
Олерский Виктор и Изместьев сообща работали и над теми проблемами, которые они получили от ЗАО «Башнефхимторг».
Эта компания пыталось нарушить монополию структур сенатора Изместьева на переработку и транспортировку нефти. В итоге был убит бухгалтер ЗАО «Башнефхимторг» Валерий Сперанский. Следом взорвали автомобиль Урала Рахимова. Об этом сообщал "Роспрес".
Как писали журналисты, в этой «операции» Олерскому и Изместьеву помогали бойцы Кингиссепской ОПГ.
После убийства Сперанского правоохранительные органы переловили бойцов ОПГ. И отправили за решетку. Они заговорили. И сдали своих заказчиков. Но что удивительно? На нары попал только сенатор Игорь Изместьев. Виктор Олерский вышел из ситуации легко и невредимо.
Кто же помог?
Сенатора Изместьева обвинили в заказном убийстве. Процесс был долгий и очень громкий. По всей видимости, Изместьев ждал, что «друг Олерский» вытащит его из тюрьмы... Но напрасными были эти надежды.
Тут надо отметить, что у Олерского с Изместьевым долгое время был общий водный бизнес, объединенный в группе «Волго-Балтийской компании». Но после того как Изместьева отправили на нары, партнёры Изместьева, а среди них был и Виктор Олерский, а также Владимир Касьяненко и Ришат Багаутдинов, выкупили контрольную долю в пароходстве. Об этом сообщал "Роспрес".
В группу «Волго-Балтийская компания» на тот момент входили ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Волжское пароходство», «Волго-Флот танкер», «Окская судоверфь» и «Невский судостроительный завод».
Хищения на Канале им. Москвы
Летом 2016 года прогремело ещё одно дело, связанное с Олерским. Стало известно о завершении следственных действий по делу о хищении 460 млн. рублей, которые были выделены на реконструкцию Канала им. Москвы. Об этом сообщал сайт "Керчь-инцидент.ру".
Заказчиком реконструкции канала выступил Росморречфлот. Напоминаем, что Олерский тогда сидел на двух стульях: он руководил Росморречфлотом, будучи заместителем министра транспорта. И вообще, «бельгиец» был первым чиновником Минтранса за всю историю министерства, который так ахово совместил две должности: заместителя министра и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта.
Кто же поживился на реставрации Канала им. Москвы? …Олерский пригласил своего многолетнего знакомого, руководителя НПП «Фортэкс» Дмитрия Аршанского. И именно Аршанскому следователи СКР в итоге предъявят обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах. Ещё по этому делу проходили директор института «Облстройпроект» Владимир Старцев и начальник сметного отдела этого института Анжелика Горобец. Якобы именно они завысили стоимость работ по реконструкции Канала им. Москвы. СКР сделал вывод: из денег, полученных институтом, почти 460 млн. рублей или 70% было выплачено по контракту необоснованно. Об этом сообщал сайт "В море-окияне".
Но ни Аршанский, ни Старцев, ни Горобец вины своей не признали. И были осуждены.
А вот господин Олерский опять остался в стороне от этой нехорошей истории. И так было постоянно: если случалась история с выводом денег, убийствами, рейдерством - и в истории отчётливо прослеживалось участие «неуловимого Джо» - Олерского, сам «неуловимый Джо» выходил абсолютно сухим из воды, а все остальные оказывались в руках правосудия.
Вот в его многослойной биографии была и такая мутная история. В 2002 году Олерский возглавлял Волжское пароходство. В пароходстве постоянно финтили с деньгами. Олерский признал 16 млн. рублей официальных убытков только за навигацию. Но в 2003 году бюджет пароходства был облегчен еще на 20 млн. рублей из-за ЧП с сухогрузом «Каунас»: он въехал в Литейный мост.
Доверенное лицо Олерского финансовый директор ОАО «Корус-Холдинг» Владислав Ощепков с молчаливого согласия Олерского продавал за бесценок речные суда класса СТ. В итоге 10 кораблей, названных в честь советских писателей, а также 9 судов типа «Русич» были выведены в офшоры. Об этом сообщал "Роспрес".
Виктор Олерский легко избавлялся и от «ненужных» предприятий: так, ушли ОАО «Новоладожский судоремонтный завод», ОАО «Череповецкий судоремонтный завод», ОАО «Череповецкий порт», ОАО «Белозерский порт» и др.
Неужели он до сих пор не насытился, раз начал принимать участие в новых, ещё более денежных проектах?
И сегодня, как ни странно, Олерский вдруг вновь решил «послужить» Отечеству. Буквально на днях стало известно, что Виктор Олерский назначен соруководителем рабочей группы Национальной технологической инициативы «МариНет». Это решение утверждено правительственной комиссией по модернизации экономики и инновационному развитию РФ. Дорожная карта НТИ «МариНет» одобрена президиумом Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Это значит, что у него снова «под рукой» будут нужные люди и необходимые связи, ведь он уже почти купил финскую верфь... Теперь можно оставить с носом «Новатек» и Михельсона: финская верфь имеет огромный опыт в строительстве ледоколов. Напомним, что в рамках сделки по продаже верфи Arctech Helsinki Shipyard (AHS) была создана компания Helsinki Shipyard Oy, которой перешли производственные активы AHS. Затем Helsinki Shipyard Oy перешла под контроль компании Algador Holdings Ltd, владельцами которой стали Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко. Председателем совета директоров верфи в Хельсинки стал Виктор Олерский. Далее. Вместе с сыном Сергея Франка строит рыбоперерабатывающий завод в Мурманске.
Олерский стал и владельцем компании «Водоходъ»?
Судоходная компания «Водоходъ» занимается организацией речных круизов. Флот состоит из 25 круизных теплоходов, 9 судов пассажирского скоростного флота «Метеор» и 9 судов прогулочного типа «Москва». За год «Водоходъ» обслуживает более 450 тыс. пассажиров. По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», владельцем ООО «Водоходъ» является кипрская Volga-Baltic Cruise Lines Ltd.
Вот и сложились все пазлы - один владелец - кипрский, другой - бельгийский... Ведь, по большому счету Олерский от Брюсселя далеко не отъехал. И семья в Бельгии живет, и домишко имеется с землицей. А вот «капусту» нужно продолжать рубить в Рассее. Ну, где еще в мире можно «брать» миллиардами и постоянно уходить от правосудия, подставляя и бывших друзей, и партнеров?», - риторически резюмирует издание.
Редакция «Компромат-Урал» следит за успехами и промахами бывшего бельгийского подданного и принимает новые материалы о воротилах транспортной отрасли. Наш адрес: kompromat-ural@protonmail.com
Тему курирует Ольга Смолина
«Компромат-Урал»
Контекст:
Другие публикации
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.