C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Хромового магната и загрязнителя рек Сергея Гильварга выводят на чистую воду
13.06.2013
На Среднем Урале не утихает громкий экологический скандал, спровоцированный предприятием «Русский хром» бизнесмена Сергея Гильварга (на фото). По данным портала «Компромат-Урал», господин Гильварг систематически фигурирует в конфликтах с экологами. Недавно один из активистов, открыто рассказавший о загрязнении рек «Русским хромом», был зверски избит «неустановленными лицами». Greenpeace России направил материалы об экологическом беспределе Гильварга в Генеральную прокуратуру РФ.
История одного экологического преступления
4 мая 2013 года первоуральский блогер Степан Черногубов разместил в своем ЖЖ красочный фоторепортаж о прогулке в окрестностях ЗАО «Русский хром 1915». На снимках хорошо видно, как обильно вытекающая с территории предприятия кроваво-красная жижа попадает в реку Пахотку (приток Чусовой). Двое суток спустя Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура сообщила о начале проверки ЗАО «Русский хром 1915» и ряда других предприятий Первоуральска на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Кроме того, Greenpeace России направил в Генпрокуратуру РФ жалобу в связи с загрязнением уральской реки.
Блогер Степан Черногубов поплатился за разоблачение бизнеса Сергея Гильварга? |
А вечером 9 мая Черногубов подвергся нападению. Избивавшие его не отвечали на вопросы: «Кто вы? Откуда вы? Зачем вы это делаете?». Молча, сознательно били «так, чтобы покалечить».
Вслед за этим в Первоуральск прибыл известный экообщественник страны, координатор токсических проектов Greenpeace России Рашид Алимов. Он лично взял пробы из Пахотки и отправил их на анализ. Позже Алимов сообщил, что экспертиза, проведенная независимой лабораторией ЗАО «Центр исследования и контроля воды», показала, что содержание общего хрома в Пахотке превышает ПДК в 54-70 раз, а вода, поступающая в реку через трубу со станции очистки ЗАО «Русский хром 1915», несет 96 «нормативов» хрома.
При этом по замерам, сделанным в начале мая природоохранной прокуратурой Свердловской области, упомянутая станция очистки сбрасывает хрома куда меньше, чем позволяет экологический норматив. Зато содержание железа в сбросах в 7(!) раз превышает предельно допустимую концентрацию.
Помимо прокуратуры загрязнением реки Пахотка заинтересовались Минприроды РФ и Росприроднадзор. Под личный контроль ситуацию, связанную с возможным сбросом высокотоксичных отходов соединений хрома в уральские реки, взял министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, а информация о событиях в Первоуральске произвела эффект разорвавшейся бомбы на съезде Европейской партии зеленых в Мадриде.
Не стоит забывать, что в непосредственной близости от площадки ЗАО «Русский хром 1915» располагается ОАО «Первоуральский новотрубный завод», которое аналогично сбрасывает сточные воды в Пахотку. И также является «красной тряпкой» для местных и региональных экологических организаций.
После того, как интернет-демарш Черногубова вызвал столь быструю и бурную реакцию со стороны общественных и государственных экоструктур, пошли слухи о том, что Степан работает по чьему-то заданию. Первоначально указующие персты повернулись в сторону ПНТЗ. Мол, трубники организовали громкий скандал, чтобы переключить внимание общественности со своих экологических грешков на соседа. В пользу этой версии работало, в частности, то, что Черногубов – слесарь трубопрокатного цеха №8 ПНТЗ.
Однако последующие события показали, что, если новотрубный и приложил руку к пробуждению природоохранных волонтеров, то никаких дивидендов с этого он не получил. Более того, во всех развернувшихся дискуссиях, посвященных плачевному состоянию Пахотки, ПНТЗ негативно упоминается наравне с «Русским хромом». Когда министр С.Донской заявил, что берет ситуацию под свой контроль, он недвусмысленно дал понять, что его ведомство проверит все предприятия, способные нанести вред рекам бассейна Чусовой.
Источник, близкий к руководству ОАО «ПНТЗ», сообщил, что новотрубный столько натерпелся от защитников природы, что никогда бы не стал разыгрывать экологическую карту. В свою очередь общественники всячески подчеркивают, что на них оказывается давление с целью отказаться от мониторинга предприятий, загрязняющих Пахотку и Чусовую.
Советское прошлое маскирует люксембургское настоящее
ЗАО «Русский хром 1915» было образовано «на костях» обанкротившегося предприятия «Хромпик». Советский завод оставил после себя шламохранилище, содержащее 7,5 миллиона тонн жидких отходов – в основном соединений хрома, в том числе наиболее опасного шестивалентного. Нынешний владелец Сергей Гильварг приложил немало усилий, чтобы спихнуть ядовитое наследство на баланс государства.
Теперь содержащая хром жидкость постоянно «убегает» из шламохранилища через рыхлые породы «от имени Российской Федерации». Большая часть этой субстанции просачивается в русла двух ближайших рек – Пахотки и Талицы. Дальнейший маршрут - Чусовая, Кама, Волга, Каспийское море. Именно в нем отходы «Русского хрома» были обнаружены в 2005 году.
Сей факт весьма печален, ведь по течению Талицы - Камы - Волги стоят десятки населенных пунктов, которые берут речную воду для хозяйственных и питьевых целей. Потребители и не подозревают, что получают яд с отсроченным действием. Содержащиеся в воде растворимые соединения хрома (в том числе шестивалентного) способны вызывать раздражение кожи, дыхательных путей, мутации и раковые заболевания.
Как пояснил представитель предприятия Всеволод Орешкин, хотя старые шламохранилища не входят в зону ответственности ЗАО «Русский хром 1915», оно взяло над ними «шефство». Была организована откачка грунтовых вод из 10 скважин, пробитых по периметру опасного объекта. Воды направляются на очистные сооружения предприятия, и после очистки от хрома вместе с промышленными стоками сливаются в пруд-отстойник, откуда спустя некоторое время отправляются в Пахотку. Ежегодно ЗАО «Русский хром 1915» сливает в эту реку 1 миллион тонн собственных промышленных стоков плюс еще 1 миллион тонн воды, выкачанной из заградительных скважин.
Недавно принятый на работу В.Орешкин уверяет, что данная работа принесла свои плоды. Объем подземного дренажа шламов в Пахотку и Талицу за несколько лет снизился в разы. Исходя из докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области» за 2010 и 2011 годы, замеры, сделанные в 2010 году в створе реки Чусовая (1,7 километра ниже Первоуральска), показали содержание общего хрома в воде в 2,4 раза выше предельно-допустимой концентрации, а год спустя – на уровне 0,6 выше ПДК. То есть проблема осталась, но ее градус несколько понизился.
Любопытно, что выступления активистов-экологов также в целом подтверждают тезис о снижении объемов поступления хрома в Чусовую - Каму - Волгу. В самых свежих докладах они приводят факты обнаружения запредельных концентраций ядовитого металла в упомянутых реках, датированные 2003-2007 годами. В частности озвучивается, ставшая уже хрестоматийной, информация о том что 6 лет назад в реках Чусовая, Пахотка и Талица наблюдалось превышение предельно допустимых концентраций для водных объектов рыбохозяйственного значения по шестивалентному хрому от 11 до 75 раз!
Более свежих достоверных цифр, свидетельствующих о хромовом апокалипсисе в бассейне Волги, попросту не существует. Тем не менее, в мае 2013 года в отношении ЗАО «Русский хром 1915» природоохранная прокуратура Свердловской области возбудила административное дело по ст.8.13 КоАП «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение».
В чём же дело? А дело, как говорилось выше – в железе. Его содержание в стоках станции очистки «Русского хрома» в 7 раз превышает предельно допустимую концентрацию.
На предприятии утверждают, что железо есть результат процесса очистки от хрома. Его убирают из воды путем добавления железного купороса. В результате сточные воды перенасыщены железом.
Если прогуляться возле водоочистных сооружений ЗАО «Русский хром 1915», которые теперь строго охраняются от неожиданных визитов экологов, можно увидеть с одной стороны от станции нейтрализации отстойник с зелёной водой - это хром, а с другой – пруд с красной водой, это - железо. Второй водоём выполняет функции отстойника-осветлителя. Однако в период высокой воды раствор железа не успевает потерять красящую составляющую, поэтому через трубу в Пахотку идет кроваво-красная жижа, что и запечатлел Степан Черногубов 4 мая 2013 года.
Увы, ежегодный сброс в Пахотку многих тонн железа уже много лет так и остается обычным делом. Всеволод Орешкин не смог пояснить, планирует ли «Русский хром» дополнить очистные сооружения еще одним каскадом, который будет освобождать сточные воды от железа. Почему-то руководство зарегистрированного в Люксембурге Holding Company «MidUral Industries», предпочитает рассуждать о перспективах ликвидации старых шламоотстойников, которые находятся на балансе у государства, но все время забывает о собственных запредельно грязных стоках.
Возможно разгадка столь однобокого взгляда на проблему в том, что на работу со шламохранилищем можно получить средства из федерального бюджета, тогда как налаживать очистку промышленных стоков придется полностью за свой счет. Как сообщил генеральный директор ООО «Экологическая группа» (Калининград) Олег Новиков, стоимость установки, способной «обезжелезивать» 2 миллиона тонн сточных вод в год, составит от 5 миллионов рублей. Если же оценивать стоимость всего комплекса очистки стоков от железа, то он, по мнению специалиста по водоподготовке НПП «Медиана Эко» Евгения Романенко, может обойтись в 50-100 миллионов рублей, а может и больше. Вот на эту сумму Сергей Гильварг раскошеливаться не хочет. Ему гораздо выгоднее платить штрафы за железную «добавку» в российские реки.
Андрей Губанов
«Уралинформбюро»
Другие публикации
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).
14.01.2025
Россия продолжает переживать ужасающие последствия экологической катастрофы в Чёрном море. Учитывая, что черноморское побережье – единственное в нашей стране место для массового морского отдыха, эти страшные события задевают миллионы россиян. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239", произошел разлив топлива. По последним данным Минтранса РФ, при крушении танкеров были повреждены четыре танка с нефтепродуктами, в море попало около 2,4 тыс. тонн мазута. Нефтепродукты также вынесло на берег. Введены режимы ЧС регионального характера в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, также действует федеральный режим ЧС.
О крушении “Волгонефть 212” и “Волгонефть 239” сказано уже много. Причинами указаны и плохие погодные условия, и ужасное техническое состояние танкеров, и т.д. Для предотвращения подобных «причин» предусмотрен специальный механизм госконтроля, он называется “Государственный портовый контроль” . Его обязанностью является контроль за выполнением законов и распоряжений по торговому мореплаванию. Контроль осуществляется инспекциями Портового контроля (надзора), который возглавляется начальником инспекции - капитаном порта. В целях обеспечения безопасности мореплавания инспекция Портовый надзор производит контроль за подготовкой судна к выходу в море, его мореходностью, снабжением и укомплектованием.
Это в идеале, как должно быть, но в современной России, с её зашкаливающим уровнем коррупции, “Государственный портовый контроль” превратился в инструмент зарабатывания денег капитаном порта и его приближенными.
7.01.2025
Чемезов закусит Струковым. «Ростех» готовится «силовым вариантом» поглотить «Южуралзолото»
Госкорпорация «Ростех», возглавляемая давним путинским другом Сергеем Чемезовым, в обозримой перспективе, судя по всему, готовится войти в состав совладельцев «Южуралзолото Группа компаний», пока ещё подконтрольной вице-спикеру Законодательного собрания Челябинской области Константину Струкову.
Информацию о потенциальном варианте «поглощения» подтверждают сразу несколько источников, цитируемые редакцией «Компромат-Урал», указывая на длительные переговоры, и собеседники, близкие к самой госкорпорации. При этом получение части доли ЮГК активом, связанным с «Газпромбанком», инсайдеры называют не «сдерживающим фактором», а лишь временной отсрочкой, причем «с ростом рисков для самого Струкова».
Решение финансистов собеседники связывают с обязательствами золотодобытчиков на более чем 15 миллиардов рублей. Дальнейший ход событий, как заявляют источники, возможен в нескольких сценариях: от новых проверок, которые создадут дополнительное давление на компанию, до «попросту национализации» по примерам других активов на Южном Урале или оформления ранее достигнутых договоренностей. Параллельно обсуждается интерес «Ростеха» и к другим крупным промышленным активам в регионе, а пока ЮГК «остаётся центром пересечения интересов ряда значимых игроков», что обещает «неспокойные времена» для бизнеса и ряд новых договоренностей, но уже, вероятно, «совсем в другом формате для текущего бенефициара».